Мир детства в творчестве В.А. Серова

Материалы » Мир детства в творчестве В.А. Серова

Страница 4

Этот детский портрет, совмещая в себе черты камерного и интимного поджанров портрета, вместе с тем передаёт и авторскую позицию художника, неизменно присущую всем портретным работам В.А. Серова. Теплота, нежность, доброта и сопереживание ребёнку – вот главные особенности художественного видения мира детства, присущие его таланту.

Свойственный В.А. Серову дар художественной проницательности, позволил ему угадать в маленьком Мике характерные черты будущей незаурядной и талантливой личности. Мать М.М. Морозова считала, что в этом портрете “Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила”. Удивительное сходство между маленьким Микой и взрослым М.М. Морозовым, отмечали многие близко знавшие его люди. С.Я. Маршак вместе с ним работавший над переводами Шекспира в конце 1940-х годов, вспоминал: “Несмотря на его большой рост, мы неизменно узнавали в нём того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребёнка, “Мику Морозова”, которого так чудесно изобразил когда-то великий художник Валентин Серов”.

Третья значительная работа В.А. Серова, посвящённая миру детства, это портрет-картина “Дети” (1899), на которой художник изобразил собственных детей. Данный портрет – один из последних на пленере (открытом воздухе), впоследствие Серов от них отказался в пользу портрета в интерьере, позволившего ему более глубоко раскрывать психологию персонажей. Вниманию зрителей на этом холсте представлены двое детей, сходные по внешности и одежде, но разные по возрасту. Очевидно, они любовались морем, но одного из них отвлекли от этого занятия, он стоит вполоборота, другой продолжает любоваться морем, не обращая никакого внимания на окружающих. Художник великолепно схватил и передал на картине душевное состояние младшего брата: он как бы медленно, с трудом отрывается от своих переживаний, он всё ещё находится в их власти, принадлежа больше морю и небу, чем художнику. Другой мальчик в полной неподвижности и сосредоточенности продолжает разговор с природой, обретающей особую ценность в гармонии детского восприятия.

Казалось бы, по всем меркам жанра, перед нами групповой портрет. Однако Серов смело расширяет его рамки, создавая художественное полотно, на котором гармонично сочетается прибрежный морской пейзаж и портреты мальчуганов. Стремясь передать гармонию детского восприятия с окружающей природой, морской стихией, художник сочными мазками воспроизводит колорит морского побережья – свежий морской воздух, врывающийся на веранду, где стоят мальчики, золотистую широкую ленту песчаного берега, спокойный и светлый морской горизонт – все эти живописные особенности картины позволяют охарактеризовать её как произведение, по своему жанру относящиеся к картине-портрету.

Имея в виду нашу тему – проникновение художника в мир детства, обратим внимание на то, что он своеобразно типизирует образы детей: они изображены не в качестве социальных типов, т.е. детей художника, а как представители детского мира, весело и непринуждённо познающие тайны бытия, взирающие на окружающую их природную стихию, частью которой они являются. Вновь перед нами шедевр художественного гения замечательного русского художника, сумевшего, как и в предыдущих детских портретах, отразить прекрасный мир очаровательного и неповторимого мира детства, его удивительную гармонию с окружающим миром природы.

Таким образом, мы видим, что каждая картина В.А. Серова, обращённая к вечной теме – мира детства, – своеобразное творческое открытие художника, открытие того, что когда-то происходило и с нами и с ними (детьми), того, что уникально и неповторимо. Но не только уникальность и мимолётность сказочного мира детства блестяще воплотил на своих картинах выдающийся русский живописец. Он сумел в своих произведениях передать тончайшие нюансы внутреннего мира и душевного состояния детского мирозерцания. Чарующий и прекрасный мир детства, запечатлённый в портретах В.А. Серова, остаётся для нас современников, живущих в конце XX в. идеальным и возвышенным образцом, который мы должны усвоить и понять с тем, чтобы воспитать и сохранить это в наших детях.

Страницы: 1 2 3 4 

Важная информация:

Серийное мышление
Понятие серии (от лат. series - ряд) сыграло большую роль в культуре ХХ в. К серийному мышлению почти одновременно и независимо друг от друга обратились великий реформатор европейской музыки Арнольд Шенберг и английский философ Джон Уилья ...

Истоки русской церковной музыки
Музыкальная культура Древней Руси начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения, характера бытования и назначения, обладавшие ...

Древние италийские божества
Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуд ...