Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени

Материалы » Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени

Страница 2

В это время любительские театры определяли свою функцию следующим образом: высказаться в образах по поводу всех сторон жизни. Специфичность любительского театра как явления в 70-е годы можно обнаружить и в том, что с помощью искусства познание мира массами из созерцательного (зрительского) стало действенным. Огромное количество людей включалось в этот процесс, познавало себя в творчестве. Цель многих коллективов 70-х – создать некий «театр общения», где зритель должен участвовать почти на «равных» с актерами.

Избежать дидактики, толкнуть разум и чувство зрителя не только к деятельности, но к определенным выводам, сделанным как бы самостоятельно в результате увиденного в театре, такая тенденция была свойственна многим любительским театрам в 70-е годы.

Важным в это время было и понимание того, что любительское театральное искусство резко отличается от профессионального, и любая попытка достичь профессионального уровня обернется скорее плагиатом, чем качеством спектакля и собственным пониманием поставленной проблемы. Важным явилось и понимание того, что отдельный любительский коллектив отличается не только от профессионального театра, но и от любого другого самодеятельного коллектива, так как придерживается стилевых норм местности, в которой он функционирует, то есть самодеятельное искусство этнографично.

В 60-е годы об ошибках и недостатках в работе народных театров говорилось меньше, чем об их достоинствах, так как надо было, поддержав все хорошее и ценное, утвердить, отстоять право этих коллективов на жизнь в искусстве.

В 70-е годы любительским театрам прежде всего нужны были квалифицированная помощь и профессиональнотребовательная оценка их работы в связи с тем, что возрос как уровень любительских коллективов, так и требования к ним публики.

В 70-е годы возникают споры по поводу сущности, задач и целей любительского театра. Появились две основные точки зрения. Первая доказывала: цель любительского театра – воспитать и духовно обогатить участников коллектива в процессе создания спектакля, то есть важен не результат, а процесс.

Вторая точка зрения была противоположна первой и абсолютизировала конечный результат качество спектакля.

Но в обоих случаях не принималась в расчет главная особенность деятельности любительских театров в этот период: специфическая предрасположенность к новизне, к самым разнообразным исканиям, экспериментам, пробам (репертуарным и формальным).

Любительский театр в 80-е годы Споры разрешились только в 80-е годы, когда пришли к выводу о взаимосвязанности этих двух функций: социально-воспитательной и художественно творческой, ведь для любительского театра неразрывны процесс и результат.

При всей обязательности художественной функции, без которой вообще нет театра, работа самодеятельного драматического коллектива в первую очередь определяется его социальновоспитательной деятельностью. Но социальное и творческое формирование коллектива осуществляется в процессе работы над спектаклем и показа его зрителю.

Чем успешнее этот процесс, тем более высокие творческие задачи может ставить и решать театр, тем лучше будут его спектакли.

Главная традиция любительского театра 80-х кратко звучит так: все делаем сами. Для самодеятельных артистов ни реквизита, ни декораций, ни костюмов, ни осветительной и иной аппаратуры никто не производил. Что сумели добыть или выпросить — тому и были рады. Вся мебель, все декорации, все костюмы — дело рук участников любительского театра.

В 80-е годы задумались также и об оценке результатов работы любительских театров в ходе различного рода смотров, конкурсов, фестивалей, так как существовавшая система была несовершенна.

Остро ставился вопрос и о подготовке руководящих кадров (который возник еще в конце 60-х, но так и не был решен).

В это время возникло серьезное противоречие между участниками любительского театрального движения и его руководством (администрацией домов культуры и методических органов): для первых важны были качество спектакля, уровень творческого процесса, они стремились к глубокому и серьезному постижению искусства и пытались реализовать себя в художественном творчестве, вторые же были ориентированы в основном на формальные показатели работы, их устраивал “средний” уровень коллективов, выполняющих все требования инструкций, участвующих во всех мероприятиях ДК.

Страницы: 1 2 3 4 5

Важная информация:

Дионисий
Развитие русской живописи конца XV- XVI веков, как и развитие зодчества этой поры, в первую очередь определялось таким важнейшим историческим событием, как образование русского централизованного государства, сопровождавшееся значительными ...

Массовые специализированные издания
Для специализированных изданий следующие три критерия оценки являются типообразующими. Все массовые специализированные издания обращаются к специфическим группам читательской аудитории, отличаются по предмету отражения (фактор разделения ...

Дадаизм
Дадаизм — сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, нич ...