Понятие святыни

Материалы » Понятие святыни

Страница 1

Как уже было сказано вначале, паломничество — это прикосновение к духовным ценностям, обогащение внутреннего мира через созерцание, усвоение, внутреннее проникновение в смысл предмета, явления, периода истории. Туризм — это расширение кругозора, которое органически связано с пониманием того исторически обозримого времени, к которому относится то или иное священное место, памятник или произведение. Для паломничества очень важно понятие святыни. В русском религиозном понимании слова "святыня", "святость", "святой", "священный" выражают момент исключительности лица или предмета, который избран из ряда подобных и окружен особым почитанием, благоговением, обережением. В Библии определение "святой" часто соседствует с эпитетом "избранный" (например, так характеризуется народ Божий — Израиль). В Новом Завете избранничество предопределяется не принадлежностью к какому-либо этносу или сословию, а духовными, нравственными достоинствами. Святыня в христианской Церкви — это материализация идеи подвижничества, осязаемый знак памяти о жизни, отмеченной высокими нравственными качествами.

Из ряда подобных выделяются место рождения или — чаще — подвига того или иного святого. Из русских священных мест таковыми являются киевские, черниговские пещеры, где подвизались первые русские монахи, пещера преподобного Иова в Почаеве, место начала подвигов Преподобного Сергия Радонежского на г. Маковец, Валаам, Соловки.

С местом связывается личность. Отсюда ряд подвижников-монахов, по имени которых назывались места (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Зосимова пустынь, ) и к именам которых, в свою очередь, приписывались названия мест: (Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский). Почитаются места погребения и обретения останков, отчего и сами останки помещаются в особые гробницы и называются мощами. В русском языке это слово созвучно слову "мощь" — таким образом, в нем подчеркивается духовная, божественная сила. Благодать, исходящая от Бога, источника всего, при благоговейном отношении передается через останки, личные вещи, изображения святых.

Естественно, что душа верующего ищет осязаемых, материальных знаков близости Бога. Так, наличие в храме малой частички мощей чтимого святого приближает его, делает доступным. Однако прикосновение к святыне — область внутренних переживаний, требующая особой деликатности и не допускающая вульгаризации и излишней мистификации, свойственных непросвещенному уму. Не случайно Христос сказал: "Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему" (Мф., 12,39). Все это надо учитывать при организации паломничества.

Особо следует подчеркнуть значение для постижения тех или иных духовных сущностей такого фактора, как эстетическое восприятие. Нередко человек приходит к Церкви именно через эстетику храма, через красоту богослужебных мелодий, через образы и идеи художественной литературы, а также под впечатлением от судьбы той или иной замечательной личности. Именно это следует учитывать при разработке духовно-просветительных туров, в которых целью является не столько сознательное поклонение святыне, сколько обретение и осознание каждым человеком своего личного пути к храму. Слова Достоевского о том, что "красота спасет мир", несут в себе глубокую истину.

На избираемом маршруте прежде всего необходимо локализовать те места, на которых сосредоточены памятники — ландшафта, зодчества. Отдельную область представляет собой изучение литературного наследства, которое доступно всегда и везде через прикосновение к книге, но может быть воспринято с особой остротой на местах, имеющих то или иное отношение к созданию отдельных памятников литературы, а также музыкального наследия древней Руси, которое органически связано с православным храмом и только в нем ощущается во всей полноте.

Для Православной Церкви, как и для Католической, характерно наличие развитого культа святых. Более поздняя христианская формация, протестанты, отвергают его.

Жизнь для христианина — это школа, смерть — своего рода экзамен, поэтому очень важно усвоение опыта тех, кто уже прошел тем же путем до нас и выдержал этот экзамен. Почитание святых связано с естественным желанием иметь образец для подражания в тех, кто имел богатый опыт богообщения. Первыми христианскими святыми были мученики, отдавшие жизнь за веру. Поскольку смерть в христианстве воспринимается как переход в новую жизнь, и "у Бога все живы", барьер, воздвигаемый смертью, разрушается в духовном общении.

Признание святости тесно связано с пониманием того, что человек не может быть абсолютно совершенным. Поэтому "святой" — это не значит "безгрешный". Святость — в той или иной степени осуществленное стремление к единению с Христом, уподобление ему. Поэтому в Православии существует понятие о "чинах" или "ликах" святости, каждому из которых присущ особый вид подвига. Оно связано с представлением и об иерархичности мира, и в то же время о близости Церкви небесной и земной. Знать чины святости важно, чтобы ориентироваться в каждом отдельном православном храме, правильно понимать его духовные приоритеты. Именно по принципу чинов строится структура иконостаса. В церковной литературе приняты сокращенные обозначения чинов святости — ниже они приводятся в скобках. Само слово "святой" сокращается св., во множественном числе — свв. По этому образцу идут и другие сокращения форм множественного числа.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Сущность феномена музыки в метафизике А. Шопенгауэра
В данной статье речь пойдет, в основном, о двух аспектах метафизики музыки А. Шопенгауэра. Во-первых, это само понятие музыки как объективации и отражения воли. Во-вторых, это понятие музыки как способа познания воли как первоосновы бытия ...

Языковые средства оценки фантастического мира в британской фольклорной прозе
Фольклорная проза всегда служила безотказным и неисчерпаемым источником материала для исследователей из самых разных областей науки. Объясняется это двумя особенностями сказки, лежащими соответственно внутри и вне нее. Первая заключается ...

Как музыка и танцы, игры собирали вместе все сообщество
Зададимся теперь вопросом: каким было отношение к этим играм, занимавшим столь значительное место в жизни тогдашнего общества? Мы увидим две противоположные тенденции. С одной стороны, все виды игр допускаются и принимаются, без каких-либ ...