Понятие святыни

Материалы » Понятие святыни

Страница 2

Святыми признаются некоторые лица ветхозаветной истории, вкупе именуемые праотцами. Это могут быть патриархи (патр.) — предки Христа по плоти — например Авраам, Исаак, Иаков, царь Давид и др. Еще один ветхозаветный чин святости — пророки. Как уже было сказано, в Библии целый раздел составляют "книги пророков" — Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и ряда других. Но далеко не все пророки фиксировали свои пророчества письменно. Так, пророк Илия, не оставил после себя письменных свидетельств, — Библия повествует лишь о нем самом — но тем не менее он был наиболее почитаем — особенно на Руси.

Новозаветные святые — это, прежде всего, апостолы (ап.) — ученики Иисуса Христа: двенадцать ближайших, и семьдесят более отдаленных. Наиболее почитаемы "первоверховные" апостолы Петр и Павел, а также евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Апостолы Матфей и Иоанн Богослов были из числа двенадцати, Марк и Лука — из 70. Для России особенно важен родной брат первоверховного апостола Петра, апостол Андрей Первозванный, по преданию, проповедовавший в Скифии и водрузивший крест на месте, где впоследствии был основан Киев.

Важно помнить, что Божия Матерь не входит в число святых. Она, как говорится в молитве, "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим" — т.е. превосходит святостью не только святых, но и чины ангельские. В то же время Она — первый земной человек, достигший полного освящения, "обожения".

Лица, особенно потрудившиеся в распространении христианской веры, приведшие ко Христу целые страны и народы, чествуются как равноапостольные (равноап.) Это могут быть и мужчины, и женщины — например равноапостольные Константин и Елена. У всех славян особенно любимы равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Равноапостольными именуются первые русские правители, при которых Русь приняла христианство — князь Владимир и княгиня Ольга.

Святители (свт.)— это достигшие святости православные архиереи, также ратовавшие за распространение веры Христовой. Необыкновенно любим на Руси был святитель Николай, епископ Малоазийского города Миры Ликийские, мощи которого почивают в итальянском городе Бари. Удивительно то, что не только в России, но и на Западе многие воспринимают его как "русского святого".

Издавна на Руси особенно почитались святители московские — собиратели и строители московского государства: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Гермоген. В последние годы были канонизованы Иов — первый русский патриарх, и Тихон — первый патриарх после восстановления патриаршества, избранный собором 1918 г., молитвенник и одновременно мудрый церковный политик, благодаря усилиям которого русская Церковь выжила в годы гонений. В числе русских святителей особое место занимают такие как Стефан Пермский (XIV в.), просветитель народа зырян, Иннокентий Московский (XIX в.), большую часть жизни бывший епископом Камчатским и Алеутским, и принесший свет веры Христовой народам крайнего Севера; или Николай Японский, на рубеже XIX – XX вв. утвердивший Православие в Японии. Важно подчеркнуть, что русскими миссионерами Православие распространялось среди нехристианских народов России и соседних с ней держав не насилием, а любовью.

Мученики и мученицы (мч., мц.) — святые, которые предпочли смерть отречению от веры. Множество имен мучеников дают первохристианские времена. Некоторые из них, пострадавшие в годы особенно жестоких гонений от римских императоров, называются великомучениками — например, святые великомученицы Екатерина и Варвара, святой великомученик. Георгий Победоносец. Некоторые из них, — например, великомученик Георгий Победоносец, мученики Трифон, Иоанн Воин в сознании народа никак не отделялись от русских святых. Всем известно, что святой Георгий, поражающий змия, изображается на гербе Москвы. В Москве есть место (Голосов овраг в Коломенском) где, по преданию, Георгий Победоносец сражался со змием, и где кровь сраженного змия застыла в виде камня натечных форм — хотя Георгий Победоносец — греческий святой рубежа III - IV вв., живший в Каппадокии, в Малой Азии.

В Русской церкви до XX в. мученики были немногочисленны — Русь не знала гонений за веру. Исключение составляли те, кто пострадал от иноплеменных, — такие, как князь Михаил Черниговский. Зато последний период истории Церкви дал множество имен православных, отдавших жизнь за Христа — в отличие от первохристианских мучеников их называют новомучениками. Очень часто это были священнослужители — священномученики (сщмч.) — например, Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, Вениамин, митрополит Петроградский и многие другие, архиереи и рядовые священники. Монахов и монахинь, принявших мученическую кончину, именуют преподобномучениками (прпмч., прпмц.). Особую группу составляют страстотерпцы — это те, кого, в отличие от мучеников, формально не принуждали к отречению от веры, кто был убит просто из жестокости, но встретил смерть без ненависти к убийцам, благословляя своих мучителей, тем самым — терпением побеждая зло. С первых веков на Руси почитались страстотерпцы Борис и Глеб, недавно в лике страстотерпцев была канонизована семья последнего императора Николая II.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Иван Яковлевич Яковлев
Среди деятелей чувашской культуры выдающееся место занял Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930). Сын чувашского крестьянина из села Кошки-Новотимбае-во Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский р-н Татарстана), он поступил в пятый к ...

Типология костюма
Без составления всеобъемлющей типологии костюма невозможно глубокое изучение основ его существования в культуре. Многообразие костюма можно сравнить с разнообразием жизненных ситуаций или человеческих характеров. Основной путь к пониманию ...

Новые гипотезы о романских бронзовых воротах Софийского кафедрального собора в Новгороде
Романские Бронзовые ворота Софийского собора в Новгороде привлекают к себе внимание в течение столетий. В прошлом эти интересные с точки зрения истории искусства ворота упоминали в своих сообщениях главным образом путешественники, среди н ...