Сущность феномена музыки в метафизике А. Шопенгауэра

Материалы » Сущность феномена музыки в метафизике А. Шопенгауэра

Страница 1

В данной статье речь пойдет, в основном, о двух аспектах метафизики музыки А. Шопенгауэра. Во-первых, это само понятие музыки как объективации и отражения воли. Во-вторых, это понятие музыки как способа познания воли как первоосновы бытия.

Музыка, согласно Шопенгауэру, является, среди прочих искусств, наиболее адекватным и непосредственным выражением воли как первоосновы мира. Иные искусства выражают волю через идеи, воплощенные в объектах явленного мира (как, например, изобразительное искусство). Чем адекватнее произведения этих искусств выражают идеи, заключенные в них, тем выше они ценятся, так понятие красоты, например, напрямую зависит от степени приближения к идее: самое характерное животное — всегда самое красивое. Структура иерархии искусств связывается с иерархией ступеней объективации воли в идеях, заключенных в их произведениях: от архитектуры, открывающей идеи косной материи, к трагедии, выражающей внутренний конфликт воли на высшей ступени ее объективации. Музыка изначально не включается Шопенгауэром в эту иерархию и занимает совершенно особое место.

Начнем с того, что музыка ничего не изображает. Попытки внести в музыку изобразительный элемент (как, например, во «Временах года» Г. Гайдна) Шопенгауэр не приемлет и считает такую музыку «неудовлетворительно подражающей явлению», а отнюдь не выражающей суть этого явления. Таким образом, музыка не связана с объектами явленного мира и независима от идей, отображенных в них. Существование же образов этих объектов, вызываемых музыкой, Шопенгауэр считает по сути своей неважным, побочным явлением воздействия музыки на воспринимающее сознание. Объекты явленного мира индивид познает в их отношениях, музыка же независима от причинности, звук существует как действие, причина его не имеет значения. Музыка обладает совершенно иным, нежели другие искусства, онтологическим статусом; отношение музыки и отношение прочих искусств к бытию строится совершенно различным образом. Шопенгауэр делает вывод о том, что степень независимости музыки от мира явлений делает возможным ее существование даже в том случае, если бы этого мира вовсе не было. Следовательно, принципиальная характеристика музыки сводится к способности последней непосредственно выражать собой внутреннюю сущность, в себе бытие мира.

Наличие этой способности музыки сводит на нет любую попытку описания ее при помощи образов, чем постоянно грешит традиционное музыковедение. Любое такое описание в основе имеет попытку деградации смысла музыкального произведения, принижение его до мира явлений, к которому тот, по сути, не имеет прямого отношения. Говоря по-иному, любое описание музыкального произведения порождает новый смысл, смысл же самого произведения остается непознанным .

И здесь, видимо, можно говорить о статусе музыки как инструмента познания основ действительности, музыки в форме своего рода откровения, невыразимого в понятиях и дающего возможность понимания истинной сущности мира; образы же объектов явленного мира, возможно «сопутствующие» такому откровению, обладают подчиненным отношением к музыке, то есть играют второстепенную роль в процессе ее восприятия. Рассмотрение музыки как откровения внутренней сущности мира определенным образом связывается с понятием эстетического катарсиса, «духовного очищения человека под воздействием искусства, в частности, музыки». В дальнейшем мы будем рассматривать катарсис как момент предельного эстетического наслаждения, духовное потрясение, вызванное мгновенным интуитивным осознанием истинной сути вещей под воздействием музыкального произведения.

Усматривая «параллелизм» между произведениями музыки и миром как представлением, основанный на том, что и то и другое является адекватным отражением воли, Шопенгауэр делает вывод об изоморфности их структуры. Рассматривая четыре голоса гармонии (бас, тенор, альт, сопрано), он присваивает каждому из них функцию отражения определенной ступени объективации воли, существующей в природе. Так, бас отображает низшую ступень, ступень неорганической природы, «массы планеты». Она служит генетической основой существования иных тел и организмов, а бас, основной тон гармонии, служит фундаментом для более высоких голосов, происходящих от его побочных колебаний. Средние голоса (тенор и альт) представляют, согласно Шопенгауэру, растительное и животное царства, в верхнем же, ведущем голосе (сопрано) он видит высшую ступень объективации воли — «осмысленную жизнь и стремления» человека.

Сущность человека заключается в постоянном стремлении его воли от желания к его удовлетворению и к новому желанию. Эту сущность мелодия, которую ведет верхний голос, выражает в постоянном движении от устойчивых к неустойчивым ступеням и наоборот, ритме, темпе, соотношениях гармонии, задержаниях, характере движения и так далее. Музыкальная ткань определяется целостностью, все ее элементы находятся в непрерывном взаимодействии и взаимоотношении. Таким образом, согласно Шопенгауэру, она является своего рода структурной моделью мира.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Воинская слава России
Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы. Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее заметными вехами в памяти человечества. Развитие военной техники — одно из ...

Крепостное и гражданское зодчество русского севера
В старину, стоя в отдалении от крестьянских жилищ, погосты и в особенности скиты нуждались в прочной ограде, которая бы защищала их от всякой "напасти". Постоянная опасность, каждую минуту готовая неожиданно обрушиться на мирных ...

Храм в Карнаке
Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные ...