О происхождении рождественской кукольной мистерии

Материалы » О происхождении рождественской кукольной мистерии

Страница 6

О популярности шопковых представлений говорит, между прочим, и то, что уже в ХУ11 веке мы встречаем упоминание о домашних шопках. В Варшаве в начале ХУ111 века шопка была уличным театриком. Из описи имущества члена Краковского магистрата Юзефа Вадковского (1738г.) узнаём о подвижных ясельках (шопке) с персонажами, среди которых только один Иусус был представлен "in triplici figurae". Присутствие трёх фигурок Иисуса в Рождественской мистерии свидетельствует о том, что эти фигурки использовались в разных сценических контекстах (в соединении с разными персонажами). Это говорит и о том, что их показывали в разных "отделениях" сцены, а, следовательно, симультанно (из перечня персонажей не явствует, что фигурки Иисуса были разного возраста).

Архитектура шопки в тот период подверглась существенным изменениям. На ящике, имевшем форму retablo (прямоугольном) выросли башни, делающие его похожим на макет готического храма. Введение башен было переломным моментом. Шопка отходит от своего первоначального вида, и с каждым разом всё больше уподобляется костёльной архитектуре. В этом плане вертеп развивался медленнее, а ещё медленнее батлейка, которая даже в начале нашего века была простым ящиком, закрывающимся крыльями, как костёльный триптих.

Если принять retablo за первоначальную модель многоэтажных сценок, а tabernaculum - одноэтажных, то можно представить следующие этапы развития "шопок, вертепов, батлеек". Первоначально шопки были либо механическими театрами, либо "оживлялись" по их подобию. Они состояли из нескольких этажей, а каждый этаж из самостоятельных отделений (сценок). Первые изменения коснулись среднего этажа. Его закрыли, чтобы получить место для складирования кукол, а также место, откуда можно было бы прямо рукой приводить в движение кукол, находящихся на третьем этаже. В дальнейшем подобное пространство старались создать ниже первого яруса, а для этого можно было повесить обыкновенную занавеску.

Следующее изменение состояло в том, что были ликвидированы поперечные стенки между отдельными сценками и созданы две удлинённые сцены на первом и третьем этажах. И в шопке, и в вертепе остатки этих стенок существуют в виде колонок, которые, словно, подпирают крышу, создаваемую следующим вышерасположенным этажом. В результате изменений были также устранены простые механизмы (некоторые из них в шопке остались, как, например, Краковская свадьба) и куклы механические уступили место куклам "индивидуализированным"; состояло это в снятии кукол с колёсиков и с трансмиссионных лент. Благодаря этому появились на свет шопковые куклы (вертепые, батлейковые) - куклы на палке.

Польский, русский и белорусский народы получили сценку подобной конструкции из рук церковных слуг и студентов в ХУ111 веке, и на протяжении всего Х1Х века формировали её согласно своим потребностям и фантазии. Однако конструкции её не изменили, концентрируя внимание скорее на внешнем убранстве (а именно на декоративном украшении её башнями).

Retablo, которое европейские кукольники демонстрировали в ХУ1 веке, было зародышем мистериальных кукольных представлений. Сначала это были механические представления. Но под влиянием развивавшегося западного искусства кукольники также видоизменяли своё ремесло. Начиная с ХУ11 века, распространились сценки барочного типа (с задником - перспективой и кулисами), где игрались, так называемые, ренессансные сценки, драмы, заимствованные из елизаветинского театра, и короткие сцены с комическими персонажами, главным образом, из комедии dell arte. Retablo и его традиции, забытые на западе, сохранились в странах восточной Европы как шопки, вертепы и батлейки. Сегодня они являются уникальным примером народного искусства, развитие которого происходило на протяжении четырёх веков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции
Названия культурная (социальная) антропология, «этнография», «этнология» на протяжении всего ХХ века используются в западной литературе для обозначения практически одной и той же области знания. Предпочтение одного из них, как правило, св ...

Петропавловская крепость
В центре Петербурга, в самом широком месте течения Нева, на небольшом Заячьем острове вздымаются бастионы Петропавловской крепости. Крепость-ровесник города. Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты, обстрелянные в боях Северн ...

Ранние произведения А.Блока в Шахматово
Блоковская тема России в полный голос впервые прозвучала в Шахматове. В 1908 году осенью в Шахматове начато стихотворение «Россия», довершенное в Петербурге. Здесь звучит поэтическая формула веры в народ и в страну: И невозможное возможн ...