О происхождении рождественской кукольной мистерии

Материалы » О происхождении рождественской кукольной мистерии

Страница 2

Из трёх вышеупомянутых сценок кукольных мистерий, эта последняя, имела сходство с, так называемыми, церковными ясельками, где находились неподвижные мистериальные фигурки. Обычай показа сцены Рождества в храме известен с 1У века. Он получил распространение благодаря деятельности св. Франциска Ассизского и сохранился по сегодняшний день. Однако в современных храмах рядом с неподвижными ясельками встречаются и механические. Таким образом, костёльный обычай вновь встречается с паратеатральной деятельностью.

Пишем "вновь", потому что неподвижные церковные ясельки находились под влиянием оживляемой кукольной мистерии уже с момента возникновения этой мистерии, т.е. с ХУ и ХУ1 веков. Думается, что тогда в неподвижные ясельки впервые был привнесён элемент движения, анимации. Этот факт не имел большого влияния на историю развития яселек, которые и до сегодняшнего дня остаются в храме. Другой была судьба оживляемых кукол, выступавших в литургической драме и в мистериях. Они должны были покинуть храм также, как и актёры, игравшие "живые мистерии". Мистериальный театр, как известно, насыщенный светскими элементами, вынужден был, в конце концов, оставить церковные приделы и искать "опекунов" и исполнителей вне церкви. Он нашёл их среди членов городских цехов и членов религиозных братств.

Изгнание "светских" (секуляризованных) литургических представлений из храмов практиковалось настолько повсеместно, что вошло в сознание верных, как непреложное правило, на многие столетия. Этим воспользовался польский мемуарист Енджей Китович, прилежный наблюдатель обычаев первой половины Х1Х века. Открыв светские элементы в тогдашних костёльных ясельках, он вывел из них польские шопки, считая их творением ХУ111 века.

Данное мнение было ошибочно в силу различия традиций "шопок, вертепов и батлеек" и традиции неподвижных яселек. На протяжении многих лет не меньшее значение эта точка зрения имела и в вопросе генезиса польской шопки. Сегодня для большинства историков театра ясно, что шопка относится к европейской, кукольной мистерии и разделяет общую с ней судьбу. Приведённый здесь анализ архитектуры мистериальной сценки свидетельствует, что по решению пространства, не польская шопка была ближе всего к яселькам, устанавливаемым в храме. С точки зрения видов сценического пространства можно выделить следующие типы Рождественских кукольных мистерий:

1.представления переносные, показываемые на симультанной сцене (шопки, вертепы, батлейки)

2.представления стационарные, дававшиеся на сексесивной (с последовательной сменой места действия) сцене, ограниченной сценической рамой (мистерии бельгийские и французские)

3.представления стационарные, по сценическому оформлению пограничные с театром и церковными ясельками, не ограниченные сценической рамой (мистерии чешские и польские).

Рождественские кукольные представления имели общий источник текстов - колядки, диалоги и мистерии. Кукольники разных стран использовали их неодинаково. Одни ограничивались пением колядок, другие с благоговением сохраняли старые мистериальные диалоги, третьи пользовались новыми версиями мистерий, обработанными в соответствии с поэтикой народной драмы Х1Х века (с делением на акты и сцены).

И всё же в обработке текстов одно было общим. Кукольники дополняли мистериальные мотивы светскими эпизодами. Это были интермедии, жанровые сцены, фрагменты театральных пьес или, наконец, театральные персонажи, заимствованные из совершенно другой традиции (например, Чанчес комедийный персонаж из Бельгии, который как "рупор" (porte-parole) своих зрителей вносил в мистерию современное, народное, с долей наивности, чувство юмора).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Поп-арт
После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например употребление товаров: Coca cola или Levi's джинсы стан ...

«Культ певца» в советской культуре
Дефиниция «культ певца» в отношении деятельности артистов Большого театра СССР впервые была обозначена в книге В. Ражникова «Кирилл Кондрашин рассказывает…» Известный советский дирижер К.П.Кондрашин (1914 – 1981) работал в Большом театре ...

Аристотель об обществе и государстве
Система политических взглядов изложена у Аристотеля более богато и развернуто, чем у Платона. Как уже говорилось выше, Аристотелю принадлежат 158 "Политий", в которых он описывал политическое устройство древнегреческих полисов, ...