Искусство Византии

Материалы » Искусство Византии

Страница 4

В 1204 г. Константинополь был завоеван крестоносцами. Однако греки не были полностью разгромлены; члены императорской фамилии стали правителями небольших государств: одни царствовали в Трапезунде, другие — на территории материковой Греции, в Эпире, третьи — в Никее, на Азиатском материке, недалеко от Константинополя. Дольше всех просуществовала Трапезундская империя, где правила династия Комнинов. Эпирское царство было недолговечным. В то же время Никейская империя становилась все более сильной, и в 1261 г. Михаил VIII Палеолог вновь утвердил себя императором в Константинополе. Несмотря на то что размеры империи существенно сократились, а экономическое положение было весьма трудным, вновь возродился старый порядок с православными императорами, окруженными пышным двором, которые действовали в тесном союзе с патриархом и Церковью при поддержке знати и интеллектуальной элиты. В искусстве Византии началась новая, весьма прогрессивная эпоха — так называемое Палеологовское возрождение. Этот этап, существенно отличавшийся от предыдущих периодов, продолжался до середины XV столетия и принес Византии громкую и прочную славу.

Изобразительное искусство этого периода переживает подлинный расцвет, мозаики и фрески отличает яркая жизненность, человечность и радостное мироощущение, а также новое понимание декоративных свойств живописи. Образы обретают большую индивидуальность, пробуждается интерес к конкретно-жизненному содержанию, бытовым деталям, реальным взаимоотношениям людей, пространств, изображению среды. Искусство Палеологовского возрождения наиболее полно раскрылось в маленькой церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, замечательной своими живописными декорациями — фресками и мозаиками.

Одновременные и сходные по стилю с Кахрие-джами мозаики сохранились еще в одной константинопольской церкви — Богоматери Паммакаристы (Фетие-джами).

Церковная архитектура XIV—XV вв. повторяет в основном старые типы (небольшие изящные церкви Фетие и Молла-Гюрани в Константинополе, XIV в.; украшенная узорами кирпичной кладки и обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312—15).

В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (двухъярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1295, дворец Текфур-серай в Константинополе, XIV в., дворец правителей Мистры, XIII—XV вв., и др.). Жилые постройки Мистры живописно расположены на скалистом склоне, по сторонам идущей зигзагом главной улицы. Двух-трехэтажные дома, с хозяйственными помещениями внизу и жилыми комнатами в верхних этажах, напоминают небольшие крепости.

Традиции изобразительного искусства, а также светского, культового и монастырского зодчества Византии этого периода были унаследованы в средневековой Греции после падения Константинополя (1453), положившего конец истории Византии.

Страницы: 1 2 3 4 

Важная информация:

Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений
Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ...

Академии
Происхождением своим слово А. обязано местечку этого названия близ Афин, где любил бывать Платон (см.), излагая слушателям, обычно во время прогулок, свое учение (IV в. до христ. эры). Отсюда его философская школа (а после смерти — школа ...

Иван Яковлевич Яковлев
Среди деятелей чувашской культуры выдающееся место занял Иван Яковлевич Яковлев (1848—1930). Сын чувашского крестьянина из села Кошки-Новотимбае-во Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский р-н Татарстана), он поступил в пятый к ...