Миниатюра

Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность и была плодом совместных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переплетчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное и эстетическое наслаждение. Миниатюры конца XII—XIV вв., созданные в мастерских городов Ирака, Ирана, Сирии и Египта, унаследовали традиции сирийской и византийской живописи. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют много общего. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством занимательных подробностей. Жанровые сценки окрашены мягким юмором, порой скрывающим насмешку; их действующие лица отличаются театральной выразительностью жестов и живостью поз. Наиболее ярко эти черты проявляются в иллюстрациях к «Макамам» (поучительным коротким рассказам) знаменитого арабского писателя аль-Харири (1054—1122).

Миниатюра в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного искусства. Наиболее популярные изображения — сцены царских приемов, пиров, охот, сражений, портреты правителя на троне или на коне — почти без изменений переносились со страниц рукописей на сосуды из керамики, стекла и бронзы, включались в узоры тканей, ковров и резных шкатулок из ценных пород дерева или слоновой кости (Чаша с охотниками). О расцвете миниатюры в XII в. можно судить по живописи на керамике, обнаруженной при раскопках египетского города Фустата или выполненной в мастерских иранских городов Рея, Кашана и др. (Чаша с сокольничим верхом на коне). Великолепным достижением искусства является иранская многоцветная керамика минаи: чаши и кубки, расписанные цветными эмалями по непрозрачной глазури (стекловидному покрытию, закрепляемому обжигом).

В XV в. при дворе Тимуридов в Герате (Иран) работала книжная мастерская, где были собраны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада (Ирак), Шираза и Тебриза (Иран). Там сложился утонченный стиль миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые «звучные» краски (Меджнун в пустыне. Миниатюра к «Хамсе» Низами, Лев, атакующий быка. Миниатюра к «Калиле и Димне»). В Герате работал выдающийся миниатюрист, «редкость эпохи» Кемаледдин Бехзад (ок. 1455—1535/1536). В своих произведениях, то насыщенных действием, то лирических, то располагающих к размышлению, он создал многогранный мир поэтических и философских образов. В 20-е гг. XVI в. Бехзад возглавил придворную книжную мастерскую в первой столице Сефевидов — Тебризе; его творчество оказало значительное влияние на развитие тебризской и других восточных школ живописи (Игра в поло).

Одним из самых тонких колористов и искусных рисовальщиков XVI в. был тебризский мастер Султан Мухаммед, автор аристократически изысканных портретов юных принцев. Стиль школы Исфахана (Крестьяне в поле), столицы Сефевидов с конца XVI в., складывался под влиянием творчества придворного художника Аббаси (ок. 1575—1635), замечательного рисовальщика, автора галереи утонченных образов юных придворных и выразительных портретов стариков.

При дворе османских султанов в Стамбуле в XV в. работали итальянские мастера, в XVI—XVII вв. — каллиграфы, орнаменталисты и миниатюристы из Ирана и Азербайджана, рядом с ними трудились и местные художники. Османские владыки в первую очередь требовали от художника умения убедительно воплотить идею абсолютной власти султана. В турецкой миниатюре султан представал как идеальный правитель, глава превосходно устроенного государства (Махмуд II). Произведения придворных художников живописали успешные военные походы, пышные дворцовые приемы, празднества и торжественные парады. Художникам полагалось хорошо знать воссоздаваемые ими события. Вследствие этого придворные живописцы нередко служили одновременно придворными историками и сопровождали султана в военных походах. Турецкие миниатюры красочны и занимательны, они изобилуют деталями, документально воссоздающими образ эпохи (Селим II, принимающий сефевидского посла в своем дворце в Эдирне, Мурад II на стрельбище).

Став достоянием мировой культуры, произведения искусства из арабских стран, Ирана и Турции оказали заметное воздействие на развитие орнаментального искусства и художественные вкусы России, Испании, Франции и других стран.

Важная информация:

Разные лики национализма
Тогда встает еще один вопрос: почему национализм у разных народов имеет одновременно и столько типичных черт и столько явных различий? Безусловно, есть различия объективные, скажем исторические. Если у финнов истории как таковой не было, ...

Богоматерь Белозерская
Происходит из Спасо-Преображенского собора в Белозерске, ранее находилась в церкви во имя Василия Великого тоже в Белозерске. Отсюда именование иконы. История создания и ее бытования в древний период неизвестна. Северный Белозерский кр ...

Иллюзорный мир игр современного общества
Игра как феномен культурный и индивидуально-психологический может нести в себе множество функций. Они проанализированы в трудах психологов, педагогов, философов, культурологов и др. С точки зрения клинико-психологического подхода можно ра ...