Искусство поздней империи

Материалы » Искусство Древнего Рима » Искусство поздней империи

Страница 3

Антонинов сменил на троне Септимий Север (193—211), властный и суровый правитель. Отличавшийся практичностью, за годы своего правления он существенно улучшил положение в Риме, сильно подорванное при поздних Антонинах. Септимий считал себя духовным наследником Марка Аврелия. До наших дней дошло много северовских портретов. В отличие от антониновского времени, мастера уделяют повышенное внимание душевному состоянию модели. В образе супруги Септимия Юлии Домны тонко переданы индивидуальные черты: масса пушистых волос, сросшиеся на переносице брови. Взгляд ее «антониновских» глаз все больше уходит в сторону. В портрете императора Каракаллы (211—217), сына Септимия Севера, также заметны новые веяния: рама из волос вокруг лица резко уменьшается, игра светотени в живописных прядях уже не интересует художника. Для него важна форма головы и выражение лица — хмурого, настороженного, подозрительного.

Вслед за правлением Септимия Севера наступила эпоха солдатских императоров, которых сажала на трон армия: Максимин Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Занесенные на вершины власти волей рока, они убивали других и сами становились жертвами. Их портреты — великолепный документ той драматической и противоречивой эпохи. Мастера перестали изображать пышные волосы, убрали усы и бороду. На зрителя смотрят затравленные роком властители позднего Рима, вовлеченные в вечную борьбу за императорскую власть.

Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декоративные эффекты, подчеркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архитектурных форм. Большой изобретательности достигли римские зодчие в оформлении сложного внутреннего пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия памятников архитектуры, как термы Каракаллы и базилика Максенция в Риме. Термы (бани) для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий — палестрами и гимнасиями, библиотеками, музыкальными залами. Посещать термы было любимым занятием римского плебса, жаждавшего «хлеба и зрелищ». По всей империи было разбросано великое множество бань — частные и государственные, мужские и женские (или общие), простые и настоящие шедевры античной архитектуры. Термы Каракаллы занимали огромную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды. Они представляли собой сложное архитектурное сооружение, перекрытое сводами различных конструкций. Стены и своды терм были отделаны золотом, драгоценными камнями и мозаикой. Даже их руины поражают глаз своим величием.

В римских провинциях продолжался расцвет градостроительства, вследствие чего туда устремлялись лучшие мастера из Рима. Покоренный римлянами античный мир, несмотря на местные различия, стал приобретать некий единый облик.

Весьма распространенным римским сооружением являлась базилика — прямоугольное вытянутое здание, предназначенное для общественных собраний и советов. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов — нефов. Средний неф был обычно шире и выше боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом — апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец при строительстве христианских храмов.

На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, отличавшаяся особым замыслом и роскошью отделки. На узких сторонах базилика имела две полукруглые ниши — апсиды. Обрамлявшие их пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. Именно с этими героями античности отождествлял себя император, следуя примеру Александра Македонского.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Данте и Джотто
Начало XIV столетия в Италии принято называть Проторенессансом, зарей Возрождения. Италии выпало на долю первой из европейских стран совершить «величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством» (Энгельс)— переход от сре ...

Последствия ийтоко-дори
Японцы часто ощущают себя в не совсем обычной ситуации, исповедуя одновременно две религии (и даже больше). Ийтоко-дори существенно способствует процессу принятия жителями Японии наиболее подходящих и доступных пониманию частей разных, а ...

Евнух
Первый документированный случай использования евнухов для охраны гарема встречается в описании Ксенофонтом дворцового быта персидского царя Кира. Это описание относится ко времени завоевания КиромВавилона в 539 г. до н. э. Однако, скорее ...