Последствия ийтоко-дори

Страница 1

Японцы часто ощущают себя в не совсем обычной ситуации, исповедуя одновременно две религии (и даже больше). Ийтоко-дори существенно способствует процессу принятия жителями Японии наиболее подходящих и доступных пониманию частей разных, а иногда и противоположных систем религиозных ценностей; и эта практика давно и широко распространилась в Японии. В наши дни, отмечает Сакайя (Сакая, там же, с. 144), число японцев, которые не во всем согласны с некоторыми постулатами ийтоко-дори, не превышает половины процента всего населения.

Ийтоко-дори наиболее легко можно проиллюстрировать на примере заимствования японцами технологий — процесса, имеющего как позитивные, так и отрицательные стороны. Хороший пример — фабрика в Томиока. В 1868 году Япония взяла на вооружение новую прядильную технику из Франции и в 1873 году построила образцовую фабрику в Томиока. Все было импортировано; не только дизайн и оборудование, но и кирпичи для здания, рабочие столы, стулья и т.п. Кроме того, были наняты французские специалисты, и японские рабочие сперва лишь повторяли все их действия. С течением времени они постарались «догнать и перегнать» разработчиков заимствованных образцов, и сорок лет спустя, в 1910 году, японцы значительно улучшили французские образцы и начали экспортировать шелковые ткани за рубеж.

Фабрика в Томиока стала одним из примеров индустриализации Японии. Благодаря процессу ийтоко-дори наиболее эффективные западные технологии были привезены в Японию и укоренились здесь, пройдя этапы модернизации и усовершенствования и став собственно японскими. Это в огромной степени способствовало модернизации страны. С другой стороны, промышленники, похоже, мало задумывались о последствиях технологических заимствований, и в результате разрушение окружающей среды в Японии приняло столь угрожающие масштабы, что многие критики стали предсказывать приближение серьезных экологических катастроф. Итак, хотя японцы стремились к заимствованию различных достижений западной культуры, особенно в сфере науки и бизнеса, они не отдавали себе отчет в том, что слепое использование технологий (разновидность несбалансированного ийтоко-дори) приведет ко многим проблемам в обществе и окружающей среде. К проблемам, которые стоят перед страной сегодня.

Последствия процесса заимствования можно проиллюстрировать и на примере этических ценностей Японии, сформировавшихся под влиянием двух сосуществующих национальных религий. С одной стороны, в Японии практически отсутствует религиозная нетерпимость. Если японцы подвергаются воздействию новых идей, они не отбрасывают их бесповоротно, так как способны к ийтоко-дори, благодаря которому лучшее из нового заимствуется и используется в интересах страны. Именно поэтому, когда новая религия — христианство — дошла до Японии, население было готово скорее воспринять ее заповеди, чем просто отвергнуть новое учение.

В любой дискуссии о моральных ценностях христиане и (мусульмане ссылаются в своих аргументах на божественное учение (Библия, Коран), и некие абсолютные ценности всегда служат аргументами их разногласий. Но в Японии понятие этических ценностей размыто и варьируется вместе с изменением взглядов людей и в зависимости от контекста, в котором проходит дискуссия. В результате долгой истории ийтоко-дори японцы способны в короткие сроки и без особых затруднений изменять свои взгляды, что делает японское общество в целом весьма рациональным.

Однако идеи ийтоко-дори, имеющие относительно большее влияние, чем абсолютные моральные ценности, приводят и к серьезным негативным последствиям. Например, многие японские школьники не препятствуют хулиганам и не останавливают их, когда те обижают слабых учеников. Даже осознавая, что хулиганство — это нехорошо, они не выступают в защиту своих убеждений, так как опасаются выступать в одиночку и не получить поддержку и одобрение группы. Другими словами, даже если японцы понимают, что происходит что-то нехорошее или неправильное, для них иногда бывает затруднительно защитить свои принципы, так как эти позиции не абсолютны и категоричны, а скорее относительны и легко меняются в зависимости от ситуации и требований той группы, к которой человек принадлежит.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Воинская слава России
Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы. Историю государств заполняют описания войн; они являются наиболее заметными вехами в памяти человечества. Развитие военной техники — одно из ...

Период Республики
К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры. В этот период складываются основные типы р ...

Экономика
Чаще всего граждане Индонезии находят работу в южной части Бали в гостиничной и туристической отраслях, в текстильной и швейной промышленности, а также в малом и домашнем бизнесе (народные промыслы и изготовление сувениров). Текстиль, шве ...