Лицейская библиотека: день сегодняшний

Материалы » Лицейская библиотека: день сегодняшний

Страница 2

Но всегда, кроме книг "классных", то есть для изучения в классах, приобретаемых в нескольких экземплярах, в Лицее обращали внимание и на книжные редкости - "для приумножения библиотеки". Так, в 1828 году по предложению законоучителя Кочетова были закуплены в лицейскую библиотеку редчайшие издания: "Atlas contractus Caroli Allardi" и "E. Svedenborgii principia rerum naturalium" . Уникальность и универсальность - эти свойства в одинаковой мере определяют характер лицейской библиотеки.

Конечно, сегодня для нас важны и интересны те книги, которые позволяют проследить историю самого Лицея с самого первого дня его существования, которую мы находим и в мемуарах лицеистов, и в специальных, очень основательных трудах, предпринятых в разное время. Прежде всего, это капитальная история И. Селезнева , а также сочинения Н. Гастнфрейнда, Я. Грота.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Вспоминая об этом дне (19 октября 1811 года), чаще всего обращаются к "Запискам" И. И. Пущина о Пушкине. Но мы можем сделать это и по-другому. В нашем собрании хранится тоненькая книжка, навсегда запечатлевшая этот самый первый день Лицея, когда тридцать взволнованных мальчиков, выстроившись перед императором и высшими сановниками, окруженные профессорами Лицея, волнуясь, слушали речи "при торжественном открытии".

Книжка действительно тоненькая, без переплета, открывающаяся прямо с титульного листа - "Речи, произнесенные при открытии Императорского Царско-Сельского Лицея, в присутствии Его Императорского Величества и фамилии. Октября 19 дня 1811 года". Здесь помещены обе речи, произнесенные в тот день. "Всеавгустейший монарх!" - так обращался первый директор Лицея В. Ф. Малиновский к Александру I, уверяя его, что "малое число детей, в дарованиях и благонравии испытанных, как единое семейство, не представляет неудобств в совершенном надзоре за их учением и поступками". "Наставление воспитанникам", обращенное адъюнкт-профессором нравственных наук А. П. Куницыным к первым лицеистам, запомнилось им навсегда, так как речь адресовалась именно этим мальчикам. Имя Государя не упоминалось в ней вовсе. "Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Отечество приемлет на себя обязанность быть блюстителем воспитания вашего, дабы тем сильнее действовать на образование ваших нравов. Его нежные старания возбудят в вас чувство благодарности; ревность к наукам ознаменует вашу признательность. Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина". Любопытно, что к тексту, напечатанному в книге по-русски, приводятся примечания на французском языке: из Гельвеция, Фергюсона, Ларошфуко, латинских авторов . Александр I, слушавший Куницына с большим вниманием, в тот же день наградил его знаками ордена св. Владимира IV степени.

Цензурное разрешение, подписанное цензором Иваном Тимковским, помечено датой "1811 года октября 2 дня". Через несколько лет имя цензора Тимковского возникнет в стихах и эпиграммах А. С. Пушкина. А первые стихи юного Пушкина появятся в печати очень скоро: в журнале "Вестник Европы" (1814. N 13) за подписью "Н. к. ш. п." будет напечатано впервые стихотворение "К другу стихотворцу". Журнал "Вестник Европы", начатый в 1802 году Н. М. Карамзиным, издававшийся позже В. Измайловым, выписывался со дня открытия Лицея, и в нем печатались лицейские друзья Пушкина - и Дельвиг, и Пущин: Этот номер "Вестника" можно увидеть в Музее книги Уральского университета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

О художественной культуре модернизма: в развитие одной идеи
В безусловном утверждении нового взгляда на окружающий мир и жизнь человеческого духа, в напряжении, прочерчивающем силовые линии между устремленностью в бесконечность и дифференцирующей «атомизацией», формировались художественные искания ...

О двух картинах вьетнамского художника по имени Май Лонг
Современное искусство Вьетнама – это синтез традиционности и новаторства, это поэзия красок и форм. В нашей стране, к сожалению, в последнее время практически не появлялось публикаций о современной живописи Вьетнама. Постараемся восполнит ...

Синьциннянь
Синьциннянь (Новая молодежь) — китайский журнал, игравший выдающуюся роль в китайском культурном и революционном движении в течение 10 лет (1915—1926). «С.» был не только авангардом литературной, в сущности идеологической революции, но иг ...