Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования

Материалы » Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования

Страница 5

Следовательно, под образованием, в широком смысле, в екатерининском обществе подразумевается не только совокупность знаний, сориентированных на критерии Разума, но и когда полученные знания могут восприниматься и использоваться в виде установок поведения. Эта идея является ключевой для Екатерины II, которая на протяжении своего правления неоднократно обращается к мысли о внедрении и распространении в своем кругу основ светского образования и воспитания, используемых на опыте придворных отношений, введенных в поведенческий контекст. С одной стороны, светское образование, с точки зрения императрицы, было необходимо как средство для обретения хороших манер и умения вращаться в «высшем свете» с использованием при этом своего интеллектуального кругозора, с другой, для как способ для формирования вкуса пронизанного мыслью.

Неслучайно поэтому Екатерина II решает создать новый тип светского учебного заведения в России для представителей элиты дворянского сословия, с целью получения в высшем обществе необходимых для него знаний из области светских наук и навыков благовоспитанности, под которыми подразумевается совокупность добродетельных моральных качеств. Они являлись, с точки зрения императрицы, совершенно необходимыми в высшем обществе, для формирования верхушечного слоя дворянства как «особой породы людей», который мог быть востребован при дворе.

Тем более, будучи достаточно эрудированной в области светской и культурной жизни, Екатерина II была осведомлена не только о придворном образе жизни, но и о светском образовании.

Российской монархине были достаточно хорошо известны европейские университеты, созданные в эпоху Возрождения как новый тип светских учреждений, базирующийся на секуляризации общественного сознания, формирующих культурный кругозор и развивающих интеллектуальные способности личности.

При этом светски образованным считался в идеале тот, кто одновременно овладевает морально-дидактическими принципами обучения, так же как и основами светских знаний, и в то же время сможет в дальнейшем воплотить в жизнь идею о сознательном гражданине и добродетельном члене общества, сочетая в себе самом подобные качества.

Вместе с тем Екатерина II берет за своеобразный для себя эталон французский колледж мадам Монтенон, морганатической супруги Людовика XIV и одновременно известной придворной дамы при французском дворе, основавшей еще в XVII веке на свои средства в качестве благотворительницы учебное заведение хотя и для небогатых дворян, но в котором давались необходимые навыки светского воспитания и изначальные основы светских знаний.

В результате Екатерина II впервые в России создает закрытое светское учебное заведение как сугубо женское по западному образцу, но, в отличие от французского колледжа, для дворянок именитых семей, под названием Смольного института благородных девиц.

Светская направленность института выразилась прежде всего в самой Программе и содержании обучения, которое определялось, как циклом преимущественно светских гуманитарных дисциплин (за исключением закона Божьего), включающих грамматику, иностранные языки, географию и литературу, так и предметами, которые развивали навыки светского поведения и общения. К ним относились музицирование и танцы, с изначальными основами хореографии, и, наконец, даже риторика.

Следовательно, Программа института благородных девиц, хотя и была построена таким образом, чтобы, благодаря продуманной системе обучения, подготовить для императрицы будущих фрейлин, но, как выяснилось впоследствии, эта идея оказалась исключительно умозрительной. В данную категорию, из 61 воспитанницы первого выпуска, попадают только пятеро.

Малочисленная категория счастливых избранниц объясняется жестким, избирательным принципом отбора. Воспитанницы на протяжении всего периода обучения подвергались суровым испытаниям. Для того, чтобы получить наивысшею оценку и признание в Институте, было еще недостаточно овладеть с отличием полученными знаниями, требовалось заслужить особое доверие императрицы, благодаря выработанным, на основе обучения, моральным качествам, объединенным в понятие благовоспитанности. Оно одновременно вобрало в себя, прежде всего, смирение, добродетельность и любезность. Отсюда происходило умение понравится императрице, поскольку более всего в юных воспитанницах Екатерина II ценила смирение и куртуазное поведение. Осуществляя неусыпный контроль за Смольным институтом как за своим любимым детищем, Екатерина II находила время, хотя и не для очень частого, но общения с институтками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Культура народов Черной Африки
Традиционные культуры негритянских народов Африки (или черной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое ...

Романский стиль
В X—XII вв. (а в ряде мест — и в XIII в.) в искусстве Западной Европы господствовал так называемый романский стиль, явившийся одним из важных этапов развития средневекового искусства. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного ...

Гладиаторские игры
Гладиаторский поединок был у этрусков частью тризны, которую устраивали родственники умершего, чтобы умилостивить и повеселить его душу. От этрусков этот обычай перешел в Рим, но довольно поздно: в 264 г. до н.э. сыновья некоего Брута Пер ...