Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования

Материалы » Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования

Страница 1

Век Просвещения, определяющийся культом Разума, с верой в его безграничные возможности и в то же самое время, связанный с антиклерикальной просветительской идеологией, приводившей к оценке знания не только как к элементу культуры, но и результату познавательной деятельности, вносит свои позитивные изменения и коррективы в ранее существующие представления об образе жизни элиты общества, который окончательно секуляризовался.

Сформированная Екатериной II по европейским аналогам придворная культура, сориентированная прежде всего на западные ценности, представляет собой совокупную память, связанную с раскрытием, передачей и сохранением идеалов, ценностных ориентаций, эстетических представлений, а также морального поведения, присущих просвещенному дворянству как элитарной социальной группе, что позволяет воспроизвести и определить важнейшие черты культурной парадигмы в России в век Просвещения.

Следовательно, раскрывая свое содержание через систему норм, ценностей, знаний, значений, фиксируемых, главным образом, в области морали и в художественной жизни, придворная культура обнаруживает только ей присущий оригинальный стиль и статусную символику.

Детерминируемая светским образом жизни и составляющая его ядро, придворная культура развивается на основе регуляции межличностных отношений, процесс функционирования которых поддерживается нормой.

Вместе с тем, являясь регулятором светского поведения, норма вносит в него соответствующий придворной культуре смысл, начиная от традиционного церемониала, процессуальных выходов императрицы при дворе, неизменно сложившихся в практике придворной жизни — куртагов.

Характеризуемая как система поведенческих правил и установок, выраженных в императивной форме, норма ставит пределы, способствуя подчинению поведения безусловным санкциям. Потому в условиях придворной среды, с одной стороны, норма обеспечивает принципы регуляции, долженствования и оценки поведения, с другой, устанавливает устойчивое и доступное в ней общение, находя новые способы его поддержания и, кроме того, обуславливает необходимый механизм распространения социального статуса, распределения иерархии, привилегий внутри дворянского сословия.

В то же самое время просвещенное дворянство, как основной субъект придворной культуры, включенной в контекст социально-исторической ситуации второй половины XVIII века, выражающий, в широком смысле, интересы дворянства как правящего сословия, с позиции социальной общности, формирует свое организованное социальное пространство как сословно-иерархическую структуру. Она группируется по следующим признакам, к которым относится, во-первых, высокое происхождение, закрепленное в соответствующих привилегиях и правах дворянства — законодательной документации — (родословных книгах), определяющих его принадлежность к высшей сословной категории. Во-вторых, объединяется по наличию крупной собственности и, наконец, ценностным ориентациям, являющимся важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они обеспечивают жизненные ценности и, вместе с тем, выступают как нравственные принципы поведения.

Следовательно, культура Просвещения, построенная прежде всего на рационалистическом мировоззрении, начинающая вскрывать закономерности и сущность явлений и процессов, с позиции философской рефлексии, распространяет светское содержание и на этику, развивая ее оценочно-регулятивную функцию, которая, в свою очередь, оказывает влияние и на развитие моральных отношений.

Но мораль в России, как государстве «просвещенного абсолютизма», хотя и отвечает интересам дворянства как правящего сословия, отражает, в тоже самое время как форма общественного сознания, наметившиеся буржуазные отношения. Отсюда происходит образование полиформизма в придворной культуре, когда перестраиваемая система значений, с помощью которых познается мир влияет на неадекватное сочетание ценностей, определяя их расхождение, что способствует наполнению новым содержанием и смыслом облика и поведения просвещенного дворянства при дворе Екатерины II.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

“Природа” или “дух”
Очень часто в качестве главного фактора технического и экономического развития представляется определенный дух, система ценностей людей. Это может выражаться и очень примитивно, типа: “Европейцы живут так, а африканцы – этак, потому, что ...

Беседа с посетителями
Всем без исключения предпринимателям приходится вступать с партнерами по бизнесу – поставщиками сырья, комплектующих или готовых изделий, а также с потребителями. От того, насколько хорошо умеет предприниматель организовать и вести перего ...

Религия Вавилона
В отличие от великих городов Древнего мира Вавилон, кроме крупнейшего политического центра, представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство, как это видно из хронологии, Вавилон ча ...