Порт-Артурская икона Божией Матери

Материалы » Порт-Артурская икона Божией Матери

Страница 2

Был учрежден специальный Комитет, постановивший для со блюдения равенства между жерт вователями принимать от каждо го лица не более пяти копеек. Тысячи людей со всей России внесли в это дело свою лепту.

П. Ф. Штронда безвозмездно, «с верою дерзающе о Господе, приступи к труду и, исполняя повеление Богородицы, со оруди икону», следуя точному описанию матроса, все время на ходившегося рядом. По краям иконы сделали надпись: «Тор жество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжества христолюбивому во инству Дальней России от свя тых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей».

На Страстной седмице Вели кого поста 1904 года образторже ственно освятили и отправили в Санкт-Петербург вице-адмиралу В. П. Верховскому. Верховский, в свою очередь, обратился к вдов ствующей императрице Марии Федоровне. Она поручила доста вить святыню в Порт-Артурскую крепость адмиралу Н. И. Скрыд лову, назначенному командую щим Тихоокеанским флотом вме сто погибшего адмирала С. О. Ма карова. 14 апреля 1904 года «побе доносная главная хоругвь русской армии» покинула столицу. Но к тому времени, когда Скрыдлов прибыл во Владивосток, Порт Артур был уже отрезан, и адмирал по телеграфу испросил у императ рицы разрешения временно поста вить образ во владивостокском Успенском соборе, что он и сде лал, получив 2 августа 1904 года согласие Марии Федоровны.

Между тем положение на фрон те стремительно ухудшалось. Со всех концов страны во Влади восток шли письма с мольбами и требованиями как можно ско рее доставить икону в Порт-Ар тур. За это время с нее было сде лано несколько фотографиче ских снимков и написана умень шенная копия масляными крас ками на дереве. Снимки отправи ли по почте в порт Чифу, где на ходилось русское консульство, с просьбой при первой же воз можности переслать их в кре пость, однако по пути они зате рялись. Живописную копию два жды пытался доставить в Порт Артур матрос Пленков - оба раза безуспешно. Все эти неуда чи православный народ объяснял тем, что копии, как бы хороши они ни были, не могут обладать чудодейственной силой подлин ной иконы: именно и исключи тельно она обещана Порт-Артуру «яко щит и победное знамение» .

В итоге образ, «не обретя веры у воев наших в помощь Богоматери», так и не достиг Порт-Артура. Тщетной оказа лась и самоотверженность от ставного ротмистра лейб-гвар дии уланского Его Величества полка, героя русско-турецкой войны Н. Н. Федорова, который, несмотря на свои болезни, от правился из Гатчины во Влади восток, чтобы все же провезти «первописанную икону» в обороняющуюся из последних сил крепость: сначала помешала буря, ее сменил мертвый штиль, а потом было уже поздно - 20 декабря 1904 года Порт Артур сдали. «Неудачу своей попытки, - сказал Федоров, - могу приписать только тому об стоятельству, что Царице Небес ной неугодно было больше, что бы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним меся цев не позаботились доставить ее по назначению»3.

Кончилась война. Икона «Торжество Пресвятой Богоро дицы» находилась во владиво стокском Успенском соборе. В 1932 году собор закрыли, а в 1938-м - взорвали; судьба иконы долгие годы оставалась неизвестной.

В феврале 1998 года «Прес вятая Богородице в путь управи некия иноки во Святый Град по клонения ради Иерусалимским святынем, и тамо на Крестнем пути, у места, реченнаго Лифо стратон, благоволила явити ми лость обретением честныя иконы «Порт-Артурския», которая вот уже четыре года бы ла выставлена в антикварном магазине.

Не имея достаточно для выку па иконы денег и времени на их поиск, ибо шел последний день пребывания паломников в Иеруса лиме, «иноки» - архимандрит Иннокентий, настоятель Свято Покровского монастыря Уссурий ска, и иеромонах Сергий, настоя тель Свято-Успенской церкви Вла дивостока, обратились за помощью к настоятельнице Горненского Порт-Артурские ворота женского монастыря игуменье Георгии. В первое воскресенье Великого поста, в день праздно вания Торжества Православия, икона была выкуплена ею и по мещена в игуменских покоях. Монастырь расположен на том самом месте, где, по преданию, произошла встреча Пресвятой Девы Марии с праведными Заха рией и Елисаветой - родителями Иоанна Крестителя, у которых Богородица после благовестия прожила три месяца. Символич но, что, пока оформлялись доку менты на вывоз иконы, она «уте шила сестры обители Горненския Своим посещением и в ней пребыв ше три месяцы, якоже первее у Елисаветы». Тогда же была проведена первая экспертиза ико ны. Инокиня Наталия (ныне мать Варвара) - опытный искусство вед, двадцать пять лет прорабо тавшая в Третьяковской галерее, определила время и место напи сания иконы и подтвердила, что это не современная подделка. Наконец 6 мая 1998 года, ко гда все препятствия к вывозу бы ли устранены, насельницы обите ли проводили русскую святыню в обратный путь, «в дом свой», где ее встретили «пением хвалеб ным и благодарственным молени ем Святитель Божий, свя щенницы, монаси и люди града Владивостока». При тщательном осмотре иконы встал вопрос о реставрации: роспись в ниж ней части оказалась утраченной, деревянная основа - изъеденной жучком. Образ отправили в ико нописные мастерские Троице Сергиевой лавры на реставра цию, после чего он вернулся в Свято-Никольский кафедраль ный собор Владивостока, постро енный в 1907 году в память вои нов, погибших во время русско японской войны.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Искусство и алхимия
Если воспользоваться современным определением искусства как способа отображения действительности в художественных образах, то алхимия несомненно подпадала под это определение. Когда примерно со второй половины XII в., начался перевод на л ...

История камеи
Античная камея – эти два слова стали символом утонченной красоты. Ими часто характеризуют произведения искусства, в которых подчеркивается отточенность форм, или оценивают красоту человека, образно раскрывая соразмерную миниатюрность и то ...

О значении и значимости слова "розовый" в книге А.Н. Бенуа "История русской живописи в XIX веке"
Утверждая необходимость изучения особенностей семантики языковых единиц в их естественном коммуникативном окружении, говоря о неразрывном единстве значения и значимости любого языкового знака в тексте, Г.В. Колшанский, автор работы " ...