"А на праздник Рождества Христова провожают митрополита по тому ж чину отроцы и халдеи и подьяки к вечерни и от вечерьни, к заутрени и от заутрени и действуют вся опричь пещново действа".
Наряду с этим "халдеи" бегали по улицам в своих шутовских нарядах с потешными огнями в руках, поджигая встреченные возы сена и опаляя бороды прохожих. Это были те же святочные ряженые, но их одежда и атрибуты были атрибутами церковного действа.
Двойственный (или по научному амбивалентный) характер халдейского огня станет нам более понятен, если мы рассмотрим его символику в пещном действе. С одной стороны мы привыкли, что огонь всегда был символом ада. Халдейская пещь - это адская пещь, прообраз самого ада, а нечестивый царь, разжигающий ее, и его помощники, "халдеи", творят сатанинское дело, когда хотят казнить праведников. Их огонь - это орудие дьявола.
Но одновременно это и божественный огонь, ибо халдейский огонь прообразуя Рождество, символизирует божество, вселившееся в человеческую плоть, но не опалившее ее. Об этом же трактует и символика кадила:
"Что есть кадило именуется? То есть утроба Богородицы. Что есть углие в кадиле? То есть Христос бог наш".
И в образе неопалимой купины огонь тоже присутствует как воплотившееся божество. А вот как трактовал ветхозаветный текст митрополит Макарий:
"И пакы тъжде пророк Иоиль рече:
"Дам чюдеса на небеси выспрь и на земли внизу: кровь и огонь и курение дыма".
Кровь - въплощение, огнь же - божество, курение же дыма - дух святой".
Итак, видно, что огонь халдейской пещи был не только адским огнем, но и божественным огнем, очищающим и возрождающим. Для греховного человека огонь будет убивающим, адским, а для духовного, праведного - очищающим и возрождающим. Эта символика, связанная с огнем, была глубоко усвоена в православном мире, к ней постоянно прибегали. Только в годы насаждаемого атеизма она как-то поблекла в общественном сознании, но в наше время, я надеюсь, она опять закрепится в народе.
В чине пещного действа огонь, разожженный халдеями, оказывался убийственным для них самих. После появления ангела уже не "халдеи" разжигали огонь, и горящие трубки переходили в руки дьякона, принимавшегося палить "халдеев". Выходящим из пещи отрокам, один из "халдеев" говорит:
"Мы чаяли вас сожгли, а мы сами сгорели".
Не случайно "халдеи" поджигали попадавшиеся им навстречу возы сена и т.д. Ведь в средневековой символике сено и солома были образами всего греховного, земного, отжившего. Например, Иоанн Предтеча в песнопениях празднества Крещения, так обращается к Иисусу Христу:
" . огнь сый, владыко, да не опалиши меня, сено суща", -
то есть он называет его огнем, а себя сеном.
В славянских народных обычаях зафиксирован обряд возжения соломы, который был устойчиво привязан ко времени святок. Это сожжение символизировало преодоление ветхого мира, а вместе с ним и преодоление смерти. Подтверждением этого тезиса служит тот факт, что в Великий четверг на страстной неделе этот обряд повторялся. Как свидетельствует Стоглав:
"В великий четверг порану солому палят и кличут мертвых".
А доминантой праздника Воскресения является тема преодоления смерти. Так что преодоление смерти является одной из ведущих тем и Рождества. В неделю святых праотец звучало:
"Благоволил еси . родитися нас ради, да преждепадшего спасеши праотца нашего . и, расторгнув смертныя узы, совозставиши вся яже от века сущыя в мертвых".
Но я уже давно удаляюсь от объявленной темя данного очерка, хотя здесь все вроде бы и связано. Надеюсь, что данный очерк поможет вам, уважаемые читатели, лучше понять сущность отмечаемых нами праздников.
Важная информация:
Трубадуры
Трубадуры (от провансальского trobar — «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни») — средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке. Обыч ...
Смерть Пушкина, рождение интеллигенции
1. Начальная фаза истории русской интеллигенции до сих пор не попадала в фокус внимания публицистов и исследователей. Мы имеем в виду не собственно появление новой прослойки на поверхности социальной жизни — принято считать, что его маниф ...
Гармония и алгебра народной игрушки
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это — русские народные игруш ...
Навигация