Древнеримский жилой комплекс

Материалы » Древнеримский жилой комплекс

Страница 5

Роспись внутренних стен также подчинена "священному сечению". Конечно, многие стены не были квадратными. Тем не менее композиция почти всех сохранившихся росписей, по-видимому, основана на воображаемом исходном квадрате со стороной, равной ширине стены. Геометрия "священного сечения" определяет не только расположение основных элементов композиции, но так же, как и в планировке жилищ, задает последовательность чисел, определяющих главные размеры настенных рисунков.

"Священное сечение" – это лишь один из многочисленных геометрических рисунков (большинство из них централизованы и имеют оси), обнаруженных в архитектуре древнеримских сооружений. Однако его повторение во всех масштабах в домах-садах Остии свидетельствует о том, что он имел определенное ритуальное значение. В настоящее время мы пытаемся обнаружить "священные сечения" в архитектуре других древнеримских сооружений. Наши измерения показали, что этим профилям подчиняются планировка и украшения многих односемейных домов в Помпее и Геркулануме, построенных на 1-3 столетия раньше, чем дома-сады. "Священные сечения", очевидно, присутствуют и в архитектуре domus, сохранившихся после того, как древнеримские архитекторы стали проектировать дома с большим количеством комнат. Конечно, "священные сечения" применялись не только в домах-садах Остии. Как уже упоминалось выше, Брюнес обнаружил этот принцип в архитектуре римского Пантеона. Возможно, они также использовались в городском планировании: мы обнаружили, на наш взгляд, доказательство того, что в планировке целого древнеримского города, построенного на Ближнем Востоке в I в., использовался геометрический принцип "священного сечения".

Дома-сады были раскопаны вместе с остальной частью Остии в первой половине нынешнего столетия. Жилой комплекс, построенный примерно в 128 г., состоял из двух зданий, находившихся в прямоугольном дворе, окруженном сплошной застройкой. Фотографирование производилось сверху вдоль главной оси комплекса, идущей с востока на запад. На переднем плане видны главные (восточные) ворота. "Дом муз" в северо-восточной части комплекса был реставрирован.

Остия энергично застраивалась во II в. Строительство новой искусственной гавани (не показана) на Тирренском море привело к возрастанию роли Остии как главного порта Римской империи. Товары, которые импортировались из стран Средиземноморья, переправлялись из Остии в Рим (удаленном от нее на 25 км) по реке Тибр. Когда население Остии достигло примерно 50 тыс. человек, было построено много жилых зданий, включая дома-сады (выделено цветом). Рисунок выполнен по макету, созданному по сохранившимся остаткам города.

План первого этажа домов-садов. Главная ось (восток – запад) и второстепенная ось (север – юг) пересекаются в центре комплекса. Здания, по-видимому, были четырехэтажными. Каждое из 17 жилищ на первом этаже состояло из нескольких комнат, окружавших центральное помещение, которое могло называться medianum (розовый). Комплекс включал также множество торговых помещений (красный).

"Священное сечение" исходного квадрата получается путем проведения дуг окружностей (с центрами в углах квадрата), проходящих через центр квадрата (вверху). Соединяя точки пересечения дуг со сторонами квадрата, можно получить сетку, делящую квадрат на девять частей; центральный квадрат называется квадратом "священного сечения". Длина каждой дуги AB равна, с точностью до 0,6 %, длине диагонали CD прямоугольника, составляющего половину исходного квадрата (в центре). Метод "священного сечения" позволяет приблизительно решить задачу спрямления окружности: периметр квадрата, образованного из четырех отрезков CD, примерно равен длине окружности, образованной из четырех дуг "священного сечения" (внизу).

Геометрический порядок домов-садов в Остии обеспечивался тремя последовательными "священными сечениями". В квадрат, примерно совпадающий с периметром комплекса, вписана окружность, проходящая через углы двора (a). "Священные сечения" восточной и западной сторон этого исходного квадрата определяют положение внешних стен дворовых зданий (b). Второй исходный квадрат, концентричный с первым, определяется шириной двора и расположением фонтанов. "Священные сечения" западной и восточной частей двора определяют положение общих стен вдоль несущих частей дворовых зданий (c). Третий исходный квадрат является квадратом "священного сечения" второго квадрата и его сечения определяют расположение внутренних стен дворовых зданий (d). Длина этих зданий в точности равна пяти сторонам последнего квадрата, а их ширина равна его диагонали (e). Наложение всех "священных сечений" показывает, как они раскрываются от общего центра, подчеркивая главную ось комплекса, идущую с востока на запад (f).

Планировка жилищ в дворовых зданиях определяется "священными сечениями" квадрата, длина стороны которого равна 41 римскому футу, а диагональ равна внутренней (между внутренними поверхностями наружных стен) ширине зданий (58 футов). На плане показаны два прилегающих друг к другу жилища, разделенных общей стеной толщиной 2 фута. Размеры жилищ определяются последовательными "священными сечениями". Наиболее часто встречается число 7 и его кратные.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Социокультурный портрет провинции глазами будущих культурологов
Сегодня первый набор культурологов на заочном отделении Ярославского педагогического университета (факультет русской филологии и культуры) завершил обучение на 3 курсе. Среди наших студентов -работники домов культуры, преподавали системы ...

Интеллигенция и свобода
0. Свобода всегда была и до сих пор остается одной из самых болезненных тем русской интеллигенции. Если не все, то во всяком случае значительная часть интеллигентских разговоров крутится вокруг свободы. Без особого преувеличения можно был ...

Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени
В последнее время возрождается любительское театральное движение, которое, казалось, почти угасло в прошлом десятилетии. Вновь, как в период «оттепели», образуются различные театральные кружки, студии, проводятся фестивали и конкурсы люби ...