Древнеримский жилой комплекс

Материалы » Древнеримский жилой комплекс

Страница 4

Геометрии подчинена и планировка отдельных жилищ зданий внутри двора. В данном случае "священное сечение" служит не средством расположения конструктивных элементов, а как "источник" ряда пропорциональных, целочисленных размеров, определяющих планировку помещения. Диагональ исходного квадрата равна 58 римским футам (один римский фут равен 0,295 м), т.е. внешней ширине зданий внутри двора. Сторона квадрата равна 41 римскому футу. Два последовательных "священных сечения" дают отрезки длиной 17, 12, 7 и 5 римских футов.

Эти размеры, или их кратные, фигурируют в плане помещений. Внутренняя ширина помещений равна 28 футам, или четыре раза по 7 футов. Ширина medianum и спален равна половине указанной ширины, или 14 футам. Ширина окон в самой большой комнате составляет 5 футов; расстояние между ними – 2 фута, поэтому ширина оконного элемента равна 7 футам. Ширина вестибюлей равна 5 футам, а общего помещения, включающего крытый проход и лестницу, ведущую на верхние этажи, – 17 футам. Такие размеры, вероятно, имели не просто практическое значение для архитектора садовых домов: они повторяют ряд чисел при вычислении корня квадратного из двух. Процедура начинается с квадрата, сторона которого принимается равной единице. Диагональ квадрата, по теореме Пифагора равная √2, принимается примерно равной единице. Затем диагональ добавляется к стороне квадрата для получения стороны большего квадрата. Диагональ второго квадрата примерно равна диагонали первого квадрата, добавленной для двойного увеличения стороны первого квадрата. Строя последовательность квадратов таким образом и деля диагональ каждого квадрата на его сторону, можно получить следующий ряд: 1/1, 3/2, 7/5, 17/12, 41/29 и т.д. Этот ряд сходится к √2.

Тот же ряд может быть получен с помощью квадратов и "священных сечений", поскольку отношение стороны квадрата к радиусу дуги сечения также равно √2. (В этом случае сторона каждого квадрата в последовательности строится добавлением стороны предыдущего квадрата, увеличивая в два раза его "священное сечение".) Пятый квадрат в этой последовательности имеет сторону, равную 41 и "священное сечение" 29, как и квадрат, определяющий планировку жилых помещений домов-садов.

Основывая планировку на последовательности чисел, сходящейся к √2, архитектор домов-садов находил философское выражение идеи, сходной с идеей спрямления окружности (что эквивалентно приближению к π). В обоих случаях "священное сечение" служило средством выражения иррационального и неопределяемого через рациональное и определяемое.

В наименьшем масштабе в домах-садах "священное сечение" определяет композиции мозаики пола, а также росписи стен и потолка. Ни одно из этих украшений в зданиях внутри двора не сохранилось достаточно хорошо, однако некоторые из них уцелели в зданиях по периметру. В доме, называвшемся "Домом муз", в северо-восточной части комплекса, квадратный пол одной из комнат почти полностью покрыт мозаикой. В центре мозаичного рисунка находится квадратный медальон; его размер определяется "священным сечением" квадрата, ограждающего внешнюю границу мозаики. Подобные рисунки обнаружены и в других частях домов-садов. В некоторых случаях мозаичные украшения в различных комнатах одного и того же жилища были, по-видимому, связаны между собой размерами и геометрией. Например, мозаика в одной комнате могла иметь размер квадрата "священного сечения" мозаики в большой комнате. Помимо мозаики пола большинство комнат в домах-садах имели ярко расписанные потолки и стены. Ни один из рисунков потолков не сохранился полностью, однако имеется достаточное число фрагментов одного из них, по которым можно восстановить его композицию. Как и мозаика пола, он был квадратным и находился в центре потолка. "Священные сечения" внешнего квадрата определяют положение двух систем дуг; квадрат "священного сечения" внешней границы делится вторично и определяет центральный медальон.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Развитие древнегреческой культуры
Крито-микенский период ( II тыс. до н.э.) Так назыввемый «Гомеровский период» ( X-VIII вв. до н.э.) Период архаики или архаический период ( VII-VI вв. до н.э.) Классический период или период классики ( V-IV вв. до н.э.) Эллинистически ...

Велесова книга
В настоящее время проделана большая работа по реставрации славянских антропотеокосмогонических мифов на базе фольклора и текстов дощечек Велесовой книги[1]. История книги, посвященной богу богатства и мудрости древних славян Велесу, или В ...

Разные лики национализма
Тогда встает еще один вопрос: почему национализм у разных народов имеет одновременно и столько типичных черт и столько явных различий? Безусловно, есть различия объективные, скажем исторические. Если у финнов истории как таковой не было, ...