Аничков мост

Материалы » Аничков мост

Страница 2

Однако изготовление моделей задержалось, и на пристани установили порфировые вазы. Позднее, в 1873, их перенесли на Петровскую пристань у Сенатской пл. А через несколько лет, когда началось проектирование Аничкова моста, Клодт предложил использовать для его оформления своих «Укротителей коней». В 1839 была отлита из бронзы 1-я группа – конь с идущим рядом юношей, а в 1841 – парная ей: юноша, решительно схвативший коня под уздцы. Они были установлены на западных устоях моста.

Через год, в 1842, были отлиты из бронзы копии первых двух групп. Но на мост они не попали. С Литейного двора их увезли в Пруссию в дар прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. В официальном отчёте по поводу впечатления от скульптурных групп Клодта, установленных перед главными воротами Королевского дворца в Берлине, отмечалось, что скульптуры «произвели такой всеобщий восторг, какого подобного там никогда не было или редко что возбуждало». Их автор был избран членом Академии художеств в Берлине, Париже и Риме.

«Укротители» были установлены в нескольких десятках метров от того моста, перила которого послужили прототипом для решётки Аничкова моста. Здесь они стояли более ста лет. После Великой Отечественной войны их перевезли в Зап. Берлин и установили в Клейст-парке.

На восточных устоях Аничкового моста были установлены гипсовые копии, которые в 1843-44 были заменены бронзовыми. Они стояли на мосту лишь 3 года, после чего по приказу Николая I были отправлены в подарок неаполитанскому королю в знак признательности за оказанное гостеприимство русской императрице во время её путешествия по Италии в 1846. Они были установлены в Неаполе в саду около театра Сан-Карло. Ныне они украшают ограду Неаполитанского королевского дворца.

На мосту снова поставили копии из алебастра. К тому времени Клодт отказывается от установки на восточных устоях копий и решает создать 2 новые композиции, в развитие задуманного им сюжета «Покорение коня человеком». В 1849-50 он отливает последние 2 группы, изображающие новые сцены укрощения коня человеком. В 1850 этот грандиозный замысел был полностью завершён.

Прототипом скульптур лошадей на мосту стал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Он был дик и непокорен. Клодт сумел его укротить. Помогала ему в работе дочка, которая садилась на коня и поднимала его на дыбы, а отец в это время делал зарисовки.

Петербургская публика была в восхищении. Пресса наперебой публиковала восторженные отклики ценителей. Остался доволен и имп. Николай I, как известно, не отличавшийся изысканностью выражений. Во время церемонии по случаю торжественного открытия моста, согласно преданию, Николай хлопнул скульптора по плечу и громогласно заявил: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец».

Тогда же родилось и фольклорное имя нового моста. Его прозвали «Мостом восемнадцати яиц», учитывая, что с момента его торжественного открытия и вплоть до 1917 г. одним из обязательных атрибутов моста был городовой, дежуривший на пересечении Невского и Фонтанки.

Копии скульптурных групп были установлены у Бельведера, что находится в 5 км. от Петродворца, а также в Стрельне, на территории Орловского парка. Конь стоял до начала В. О. войны, а потом исчез. Остался лишь постамент.

Наконец, 2 группы оказались в подмосковной усадьбе Голицыных, украсив портик Конного двора в Кузьминках.

Интересно, что кони, направленные в сторону Адмиралтейства, подкованы, а, глядящие по направлению к Московскому вокзалу, где в то время располагалась кузница, - ещё нет.

При осмотре 9.10.1902 техническое состояние моста было признано угрожающим. Реконструкция велась в 1906-08 под руководством арх. П.В. Щусева. Устои и быки сохранены прежние, кирпичные своды переложены и облицованы розовыми гранитными камнями чистой и получистой тёски. Конструкции моста изолированы рольным свинцом. Тротуары выполнены из большеразмерных плит красного гранита.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Хараппа и Мохенджо-Даро
Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н. э. Наиболее значительные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних городах, расположенных на территории нынешнего Паки ...

Столица Джакарта
Осмотреть этот огромный мегаполис можно сразу из одной точки — со 137-метрового мраморного обелиска — Национального монумента (Монас). Над обзорной площадкой сияет огромный бронзовый факел, на позолоту которого ушло 33 кг золота. Этот сим ...

Немного о святках в допетровской Руси
Напомню вам, уважаемые читатели, что праздник Рождества является для христиан воплощением идеи двумирности, так как бог сошел на землю, "преклонив небеса". И, следовательно, пафос всего праздника заключается в том, что произошло ...