Хараппа и Мохенджо-Даро

Страница 1

Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н. э. Наиболее значительные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних городах, расположенных на территории нынешнего Пакистана. В 50-х гг. XIX в. английский генерал Каннингем, осматривая руины возле деревни Хараппа, обнаружил печать с неизвестными письменами. Однако планомерные раскопки начались здесь только в 20-е гг. XX в. Культура вновь открытой цивилизации была названа хараппской или культурой Мохенджо-Даро. Хараппские поселения располагались на огромной территории: на востоке она простиралась до Дели, на юге — до берегов Аравийского моря. Считается, что хараппская цивилизация существовала с середины III до половины II тыс. до н. э. О высоком уровне развития этой цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя найдено уже достаточно большое количество печатей с надписями.

Города строились по четкому плану: улицы пересекались под прямым углом. Как правило, крупный город состоял из двух частей: «нижнего» города и «верхнего» города. «Верхний» город представлял собой крепость на холме, там жили представители городских властей и жрецы. Здесь же находились различные общественные сооружения: зернохранилища, купальни и т.п. Назначение знаменитых купален Мохенджо-Даро пока неизвестно — возможно, они служили бассейном для ритуальных омовений, а может быть, обеспечивали бытовой комфорт населения. Примечательно, что в «верхнем» городе не строили дворцов или храмов. В этом плане хараппская цивилизация существенно отличается от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии. В «нижнем» городе проживала основная часть населения. Дома возводились из обожженного кирпича и состояли из нескольких помещений. Состоятельные горожане жили в двух- и трехэтажных домах. Проложенные вдоль улиц сточные каналы представляли собой одну из самых древних систем городской канализации.

Изобразительное искусство известно по найденным археологами печатям-амулетам, а также статуэткам из меди, камня и обожженной глины. Так, в Мохенджо-Даро была обнаружена бронзовая статуэтка девушки-танцовщицы. Непринужденно подбоченясь правой рукой, она как будто выжидает момент, чтобы пуститься в пляс. Левой рукой, увешанной браслетами, девушка держит светильник — не исключено, что она собралась исполнить какой-нибудь ритуальный танец. Вероятно, именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре. Одна из самых крупных скульптур, найденных в Мохенджо-Даро, представляет собой погрудное изображение бородатого мужчины с крупными, схематичными чертами лица. На этом лице доминируют длинные полузакрытые глаза, зрачки которых сведены к переносице, что, по всей видимости, должно означать самосозерцание. Мужчина одет в перекинутую через плечо мантию с орнаментом, его голову украшает лента с пряжкой на лбу. Считается, что этот бюст изображает жреца или божество.

Особую группу находок составляют печати. Они обнаружены почти во всех крупных городах долины Инда, сейчас их насчитывается около двух тысяч. Печать представляет собой квадратную, круглую или цилиндрическую пластину из меди, глины или слоновой кости с углубленным изображением. Такие печати дают рельефные оттиски. На обратной стороне печати имеется небольшой выступ с дырочкой для шнурка. Обычно на печати вырезалось изображение божества или священного животного, сопровождаемое надписью. Животное — бык, единорог, горный козел, слон, тигр, кобра, рыба, крокодил — могло символизировать то или иное божество, либо обозначать природную стихию или время года.

О религии древних хараппцев известно очень мало, нет точных данных и о причине заката Хараппской цивилизации.

Во II тыс. до н. э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с северо-запада — через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам — священным текстам на санскрите, древнеиндийском языке. Бесценным источником сведений о религии и мифологии арийских племен стал главный священный текст — Ригведа (XI—X вв. до н. э.). Ригведа представляет собой собрание гимнов арийским богам, главными из которых были: Сурья — бог солнца, Индра — повелитель грозы и грома, Агни — бог огня, Сома — бог опьяняющего божественного напитка. Арии жили по большей части в деревнях, жилища строили из кирпича, глины, бамбука, камыша, дерева. На месте арийских поселений часто обнаруживают культовую утварь, которая использовалась в ведийских обрядах: ложки, горшки, черпаки для масла. Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, жертвоприношения — на временных алтарях, каменных или деревянных.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Этничность в период кризиса
Поскольку я сама несколько лет была связана с армянской общиной, добавлю к рассуждениям авторов упомянутой выше статьи свои собственные наблюдения. В наиболее критические годы Карабахской войны неформальный костяк армянской общины в Петер ...

"Кубоватые храмы"
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дал ...

Аничков мост
Один из самых знаменитых петербургских мостов. Расположен в створе Невского пр. через Фонтанку. Длина моста 54,6 м., ширина – 37,9 м. Назван по фамилии строителя – инженера, капитана, а затем, подполковника Мих. Осип. Аничкова, батальон к ...