Латинское завоевание Византии

Искусство Византии » Латинское завоевание Византии

Страница 3

А красота Трапезунда, его дворцов и храмов, действтельно, заслуживала восхищения и высокой похвалы. В течение всей истории Трапезундской империи в столице нового государства велась широкая строительная деятельность. Стены города отстраивались и укреплялись, город украшался дворцами императоров и знати, домами богатых горожан, множеством церквей. Уже в XIII в., начали складываться специфические черты трапезундской архитектуры. Основным типом церкви стала базилика с одним куполом, чаще всего трехнефная с двумя или тремя апсидами. Купол опирался на четыре свободно стоящие опоры, причем колонны часто имели резные капители ранневизантийского типа. Именно таким был главный храм Трапезунда - св. София (1245—1255). Эта церковь должна была стать символом могущества новой империи и заменить Софию Константинопольскую.

Другим выдающимся памятником трапезундского зодчества был храм св. Евгения, патрона этого города (40-е годы XIV в.) - купольная базилика, украшенная портиками и элегантной внешней отделкой. В художественном творчестве Трапезунда наблюдается синтез греческих архитектурных и живописных форм с чертами, характерными для искусства Грузии и стран Востока. Но греческая основа трапезундской культуры явно преобладала, и поэтому культуру Трапезунда справедлпво считают одной из самобытных ветвей византийской ци вилизации.

После падения Константинополя в 1453 г. судьба Трапезундской империи была предрешена. Последние годы существования Трапезундского государства прошли в борьбе против турок. Захватив Морею и острова Эгейского моря, султан Мехмед II Фатих стал готовиться к захвату Трапезунда. Богатый город - эмпорий на. берегах Понта - был лакомым куском для завоевателя.

В августе 1461 г. Трапезунд был сдан без боя после коротких переговоров турецкого визиря с Георгием Амирутци, фактическим правителем государства. Давид Комнин, все его родные и знатные вельможи Трапезунда были пленниками отправлены в Константинополь к султану. Через два года Давид Комнин был казнен. Трапезундская империя перестала существовать.

И так, попытки введения католического вероисповедания и распространения западной культуры в Латинских империях наталкивались на постоянное упорное сопротивление как православного духовенства, так и широких слоев населения. Среди интеллигенции росли и крепли идеи эллинского патриотизма и эллинского самосознания. Но синтез западной и византийской культур в этот период состоялся.

Страницы: 1 2 3 

Важная информация:

Гармония и алгебра народной игрушки
Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки… Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это — русские народные игруш ...

Кинематографический Лицей или Высшие сценарные курсы
Из воспоминаний кинодраматурга Юрия Клепикова: "Когда-то давно Андрей Битов, выпускник Высших сценарных курсов, назвал это уникальное учебное заведение кинематографическим Лицеем. Как это верно! Уникальность состояла в том, что в стр ...

Империя Маурьев
В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое централизованное государство — империя Маурьев. Древнегреческие авторы описывали его столицу — Паталипутру. Город, расположенный в долине Ганга, окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Б ...