Современные формы работы с посетителями музеев Германии и России

Материалы » Современные формы работы с посетителями музеев Германии и России

Страница 1

В настоящий момент дискуссия "Каким быть музею ХХ1 века?", начатая в конце 1980-х - начале 1990-х годов, продолжается и в нашей стране, и в других странах. Она связана, прежде всего, с той современной ситуацией, когда музею в прямом смысле слова приходится выживать в конкурентной борьбе с широкой индустрией развлечений. Если в предшествующие десятилетия к сфере культуры было принято относить только театры, библиотеки, кино и музеи, то сегодня ее пространство "агрессивно захватывается шоу-бизнесом". Поэтому многие музеи в мире стали ориентироваться на создание культурных, досуговых комплексов, куда входят, наряду с музеями, аудиовизуальные представления, всевозможные развлечения, рестораны, транспортные услуги. Один из разделов известной книги Д. Нэсбитта "Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции, год 2000." называется "А что, если снять музей?". Автор предлагает использовать музей для встречи бывших одноклассников, проведения вечеров и даже свадебных торжеств .

Исконным призванием музея являлось и является желание соприкоснуться с миром прекрасного, предоставление знаний своим посетителям, удовлетворение их любознательности, а в наши дни к этому еще прибавилось снятие нервного напряжения, возможности приятно отдохнуть. Один из немецких специалистов музейного дела, Ганс Швиер, высказал свое мнение, что "музей девяностых" представляется ему как "место досуга". Возможности музея будущего кроются "в синтезе традиционных и новаторских действий".

Какие новаторские формы работы с посетителями используют музеи, рассмотрим на конкретных примерах работы музеев истории немецкого и русского городов - Билефельда и Ярославля. Для примера целенаправленно берутся музеи разных стран, поскольку необходимо доказать, что тенденции изменений в музейной сфере являются общемировыми. Для ответа на вопрос, почему именно Германия и Россия, можно начать объяснение издалека. Например, следующим образом: "Немецкая философия, педагогика, культура на протяжении уже нескольких столетий имеют традиционно сильное влияние в нашей стране. История, географическая, экономическая и, наконец, династическая близость России и Германии часто побуждали отечественных реформаторов именно в немецком опыте искать пути решения собственных задач. Исторические судьбы двух стран в ХХ веке также имеют много общего - революции, тоталитарные режимы, две мировые войны, политические проблемы последнего времени. Пожалуй, трудно найти другие два государства, столь трагически противоречиво связанные друг с другом. Культуры наших народов также близки друг другу. Неразрывна связь российского и немецкого музейного дела. Со всей определенностью можно утверждать, что тенденция к укреплению российско-немецких музейных связей будет усиливаться".

Если говорить о выбранных городах, то, естественно, они имеют каждый свою историю и соответственно есть разница в том, что и как представлено на музейных экспозициях. Однако в истории Билефельда и Ярославля есть много общего. В средние века города были купеческими, центрами торговли. С начала Х1Х века они быстрыми темпами развиваются в крупные промышленные центры каждый в своем регионе, причем таковыми они были как в Х1Х-ХХ вв., такими остаются и ныне. В настоящее время оба города являются также центрами образования. В Билефельде находится один из крупнейших университетов Германии и уникальное учебное заведение Оберштуфен-коллег. Город Ярославль имеет несколько вузов различного профиля. Создание обществ по изучению родного края в Билефельде происходит в 1876 г., в Ярославле - в 1864 г. Краеведческими обществами городов основываются первые исторические музеи: в Билефельде - в 1876 г., в Ярославле - в 1864 г. Современные исторические музеи городов имеют длительную предысторию своего создания. Окончательный вариант создания музея в Билефельде был завершен в 1994 г., в Ярославле Музей истории города стал самостоятельным учреждением в 1999 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Ваганты
Ваганты (от clerici vagantes], иначе голиарды, вероятно от провансальского gualiador — «шутник», «мистификатор», или же родственно с франц. gaillard — «малый» (молодой человек) — средневековая (XI—XIV вв.] зап.-европейская корпорация «бро ...

Философия
Первый древнегреческий философ Фалес (начало VI в. до н.э.) не оставил письменных произведений; то же касается и его ученика Анаксимандра (610 — 546 гг. до н.э.). От знаменитого Пифагора и его школы не осталось ничего, кроме легенд. Посл ...

Рождественский сочельник
В Финляндии кульминационный момент года – рождественский сочельник 24-го декабря, т. е. канун, а не последующий день Рождества. Семьи собираются, чтобы провести этот праздник, дети, которые выросли и переехали из родного дома, стараются п ...