О границе между тайным и явным: сопоставление мистического переживания и художественного творчества

Материалы » О границе между тайным и явным: сопоставление мистического переживания и художественного творчества

Страница 2

Второй ответ на вопрос об отношении бесконечного, невидимого, и конечного, видимого, предполагает введение отрицательного начала, когда истинное бытие сгущается, стягивается или концентрируется, освобождая помещение для ограниченного бытия. По этой схеме, согласно ал-Халладжу, мир возник в результате созерцания Богом себя самого. Сначала возникла любовь, затем отделенная Богом от себя как свое подобие в Абсолюте и вместившая все Его имена в пра-человеке. Изменение в Боге при сотворении мира не происходит.

Бог существует в одном измерении единой реальности, а эмпирический мир в другом, причем, с Божественной точки зрения, творение нереально, с человеческой же обыденной точки зрения, мир - истинная самодостаточная реальность, а Бог нет. В итоге мистик приходит к выводу, например, в суфизме, что мир, каким мы его видим, - это в действительности пустота «ничто», в смысле небытия, зеркально отражающая Абсолют и составляющая истинное «я» человека.

Художник, по заданной логике рассуждения, что находит подтверждение и в этимологии, творит соблазнительные миражи, которые не отражают истинной реальности, совершая, с нравственной позиции, зло, а с религиозной - грех. Если идти до конца по этому пути и признать мир абсурдом, не основанном ни на чем, то визуальный образ вечности может показаться нам прозрачной камерой ужасов, огороженной стеклянными стенами, как в картинах Ф.Бэкона. Отсюда следуют иконоборческие запреты на изображения в иудаизме, исламе, раннем христианстве, радикальном протестантизме, когда допускаются изображения Абсолюта лишь в неподобных символах «от противного», а также средствами геометрического орнамента и каллиграфии (в том числе и микрографики). Например, имам Али в искусстве ислама изображается в виде фигуры льва, состоящей из букв арабского алфавита, а Иисус Христос в раннехристианском искусстве - в виде рыбы, якоря или виноградной грозди.

Мир и Бог составляют одно целое, хотя мир и не является частью Божественной сущности. И.Блок предложил смелую аналогию: мир существует относительно, как бы в сновидении Бога, пока Он спит и видит сны. Человек, будучи сам объектом сновидения Бога, воспринимает мир существующим автономно, в действительности же конечный мир, подвешенный ни на чем, зависит всецело от бесконечной Божественной милости. Уточним: красота, нисходящая в мир, считается в Каббале порождением милосердия и справедливости, срединным членом их взаимодействия. Чтобы создать мир, Всесильный в начале дает явиться человеку - наблюдателю, для которого мир реален. Но если Бог проснется, иллюзорная реальность прекратит свое существование. Таким образом снимается противоречие между конечным и бесконечным3.

Слово «мир», означающее завесу истинного бытия, в иврите основано на корне «скрывать». Духовная субстанция рассеяна в существах и вещах. Человек создан, чтобы соединить два мира, высший и низший, которые реагируют друг на друга по принципу резонанса. В философии Хабада, у р. Шнеура-Залмана из Ляд, различаются два рода познания: высшее, с точки зрения Бога (даат элион), и низшее, с точки зрения человека (даат тахтон). В первом случае подразумевается, как Бог, существующий в абсолютном времени с перманентным течением, понимает свое отношение к миру, хотя то, что в процессе творения происходит в глубинах и недрах Его субъективности («хохма» - мудрость, «бина» -разум, «даат» - знание, отсюда акроним Хабад) человеку недоступно. Во втором случае описывается, как человек, живущий в относительном времени с измеряемым и оцениваемым течением, понимает отношение Бога к миру. Для сравнения: Николай Кузанский высказывал мысль, что человек может думать о Боге только по-человечески, как бык - по-бычьи.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Искусство развитого средневековья
Если в VIII — IX веках лишь сам император и его двор заботились о насаждении еще редких очагов просвещения, то спустя 100—150 лет после гибели Каролингской империи, когда в Европе вновь воцарился мир, повсюду закипела работа. Инициативу с ...

Борис и Глеб
Икона «Борис и Глеб» является одним из самых ранних изображений сыновей киевского князя Владимира. В агиографической литературе считается, что благоверные князья были убитых по приказанию своего брата Святополка Окаянного в 1015 году, но ...

Погласицы
Древнерусская практика выработала нормы музыкального распевного чтения — погласицы, соответствующие разновидностям текстов. Погласицы — это оформленные мелодические фразы, представляющие собой мелодическую волну, либо речитацию на одном з ...