Искусство Византии в ранний период IV-VI в.в

Искусство Византии » Искусство Византии в ранний период IV-VI в.в

Страница 5

Христианская церковь предавала анафеме светские языческие зрелища, стремилась заменить их церковными праздниками, требовала, чтобы христиане шли на литургию, а не в цирк. Однако усилия церкви еще не имели большого успеха. Лишь к концу изучаемого периода массовые зрелища и народные организации (димы) приходят в упадок и в социальной психологии масс происходит поворот в пользу образа жизни, насаждаемого церковью.

Особое место в византийской цивилизации занимала музыка. Она была весьма многоцветной - музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств. Ее оплодотворяла богатейшая песенно-музыкальная практика многих народов, населявших империю. Каждый из видов музыки имел свой эстетический и социальный смысл, и в то же время, взаимо действуя, они сливались в единое целое. Музыка являлась важной составной частью жизни императорского двора, знати, парадных приемов иностранных послов, торжественных праздников и выходов василевса к народу. Это придавало музыке особый гражданский статус; в основе придворной светской музыки лежали традиции, воспринятые от позднеримской эпохи. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма, столь характерное для общественного строя ранней Византии, не могло не сказаться и на характере музыкальной культуры, ко торая представляла собой сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и одновременно обладающего силой массового и ин дивидуального психологического воздействия и включило се в свой культурный ритуал. Именно культовой музыке суждено было занять доминирующее положение в средневековой Византии, хотя и светское музыкальное творчество там никогда не угасало.

Итак, в ранней Византии интенсивно складывались основные особенности византийской культуры, окончательно сформировавшиеся в последующий период. Прежде всего к ним следует отнести «открытость» византийской культуры многообразным культурным влияниям, получаемым как извне, от соседних стран и народов, так и изнутри, из культуры полиэтнического населения империи. Греко-римская в своей основе византийская культура в процессе становления и развития значительно обогатилась элементами культуры многих народов Востока, что придало ей неповторимый колорит, который так отличает ее от культуры Западной Европы. Окончательной победе именно греко-римской культуры над многообразными, в том числе и сильными, восточными влияниями способствовало сохранение в Византии в значительных масштабах античного культурного наследия. И здесь, в сфере взаимодействия восточных и западных влияний, на наш взгляд, произошел органический синтез позднеантичных элементов с нарождающейся культурой средневе кового общества. Цитаделью сохранения культурного наследия античности были города, в первую очередь Константинополь.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Важная информация:

Специфика приобщения молодого актера к профессиональной деятельности
Серьезной профессиональной проблемой актерского творчества является процесс приобщения молодого актера к профессиональной деятельности в театре. На стадии создания дипломных спектаклей, а затем по выходе из театральной школы перед начина ...

Мозаичное мощение в храмовых интерьерах Ливана: античное христианство.
Рассмотрим одно из мозаичных напольных покрытий базилики в Захрани (Ливан). Изображения на полу нартекса снабжены надписью с указанием точной датировки, декоративные полы имеются также во всех приделах церкви. Полы были перенесены с мес ...

Каслинское чугунное литье
Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья. В 1747 году тульский купец Яков Кор ...