Искусство Византии в ранний период IV-VI в.в

Искусство Византии » Искусство Византии в ранний период IV-VI в.в

Страница 2

Павел Силенциарий в панегирике в честь св. Софии с восторгом описал сияние храма во время ночной иллюминации:

Все здесь дышит красой, всему подивится немало Око твое; но поведать, каким светозарным сияньем Храм по ночам освещен, и слово бессильно. Ты скажешь: «Некий ночной Фаэтон сей блеск излил па святыню!»

Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все великолепие храма Соломона и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола - все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы нового художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства. Некоторые ученые, находясь под сильным обаянием этого великолепного храма, ставили его выше таких памятников средневековой христианской культуры, как соборы Парижской Богоматери или св. Петра в Риме. Мы не решаемся сравнивать эти великие произведения человеческого гения: каждый из них прекрасен по-своему, но бесспорно одно, храм св. Софии занимает почетное место среди художественных памятников всех времен и народов. В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества - храм 12 Апостолов в Константинополе, церковь св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, эле гантностью декора храм св. Виталия в Равенне.

В живописи VI - первой половины VII в. постепенно кристаллизуется византийский стиль, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Запада и Востока, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве уже намечаются отдельные направления и школы. В искусстве Константинополя той эпохи сохраняется преемственность классической культуры, благородство нерастраченных эллинистических традиций, преображенное и трансформированное спиритуалистической одухотворенностью. Для столичной школы характерны великолепное качество исполнения, утонченный артистизм, живописность и красочное разнообразие, трепетность и переливчатость колористической гаммы. Одним из самых совершенных творений столичных мастеров были мозаики в куполе церкви Успения в Никее (VII в.). Нежные, полные чувственной прелести и вместе с тем душевной чистоты лица ангелов, изображенных на этих мозаиках, созданы под явным влиянием позднеантичного искусства. Вместе с тем это был опыт перевоплощения античной телесной красоты в спиритуалистический образ, который должен был выразить византийскую художественную мечту об одухотворении чувственной плоти. Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетическими, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.

В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало светское художественное творчество. Необычайный расцвет Константинополя - этого «палладиума искусств и наук» - способствовал сохранению светской культуры, а культ империи и императора давали импульсы ее развитию. Создателями произведений светской культуры различных жанров были представители интеллигенции и средних слоев населения городских центров империи. Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до наших дней и о чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают монументаль ностью и величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения огромного города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее «Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает зрителей. Еще в IV—V вв. Константинополь - Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати. На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый комплекс роскошных зданий - превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Закрытые переходы соединяли его с ипподромом и вели непосредственно в императорскую ложу - кафисму. Вход во дворец вел через торжественную купольную залу - халку, интерьеры и стены дворца были отделаны мозаиками, прославляю щими победы Юстиниана над варварами. Центром дворца со второй половины VI в. стала тронная «Золотая» зала - Хрисотриклиний, где происходили торжественные приемы иностранных послов. Обширный столичный ипподром, средоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выде лялись змеиная колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса III и бронзовые кони Лисиппа, увезенные позднее крестоносцами в Венецию. Центральная улица города Меса была застроена дворцами знати, общественными зданиями, портиками, домами горожан. Главные площа ди столицы и Меса были украшены античными статуями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Важная информация:

Кушанская империя
В I в. до н. э. — III в. н. э. в Индии правила Кушанская династия. Кушанские правители создали огромную державу, включавшую территории Северной Индии, а также некоторых областей современного Пакистана, Афганистана и Средней Азии. В этот п ...

Нуса-Дуа
Самый безукоризненный курорт Бали, Нуса Дуа (Nusa Dua - "Два Острова"), располагается на южной оконечности острова Бали, большую часть которой занимает плато Bukit. Новейший элитарный туристический комплекс вольготно протянулся ...

Берлинская идиома
Эстетические факторы так же важны для строительства, как и социальные, экономические или экологические. Красота здания поэтому не должна быть только компромиссом на пересечении всех технических требований: форма никогда не может быть резу ...