И над зловещею зарницей
Взлетели к югу журавли
Протяжно плачущей станицей.
В 1901 году Александр Блок приезжает в Шахматово в конце мая.
«29 мая 1901. С. Шахматово» - датировано первое стихотворение этого лета – «Небесное умом не измеримо…», которым открывается и лирическая рукописная тетрадь «Мистическое лето», и вторая глава «Стихов о Прекрасной Даме». Это глава «С. Шахматово. Лето и осень 1901 года».
Шахматовская глава 1901 года «Стихов о Прекрасной Даме» завершается стихотворением «Нет конца лесным тропинкам…», которое датировано «2 сентября 1901. Церковный лес» - место многих прогулок поэта:
Нет конца лесным тропинкам.
Только встретить до звезды
Чуть заметные следы…
Внемлет слух лесным былинкам.
Всюду ясная молва
Об утраченных и близких…
По верхушкам елок низких
Перелетные слова…
Не замечу ль по былинкам
Потаенного следа…
Вот она – зажглась звезда!
Нет конца лесным тропинкам.
В тот же день сочинено стихотворение, навеянное поляной в Прасоловском лесу:
Синие горы вдали –
Память горячего дня.
В теплой дорожной пыли –
Призрак бегущий коня.
Церковь в лесистой глуши –
Только листы шелестят,
Стоны ли бедной души
Успокоенья хотят?
Осень откликнулась в стихотворении, помеченном: «5 сентября 1901. Шахматово», где чувствуется что-то необъяснимо тоскливое:
Глушь родного леса,
Желтые листы.
Яркая завеса
Поздней красоты.
Замерли далече
Поздние слова.
Отзвучали речи -
Память все жива.
Глухо долетают
Звуки топора,
Листья облетают,
И пора, пора…
Последние шахматовские строки этого лета, подводят его итог и ждут с нетерпением шахматовскую осень:
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик,
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
1 сентября 1902 года Блок вернулся в Петербург. 6 сентября написано стихотворение «Я вышел в ночь – узнать, понять…», которым открывается шестая и последняя глава «Стихов о Прекрасной Даме». Это стихотворение навеяно Шахматовом:
Я вышел в ночь – узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога, под луной, бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И пустилась за холмами.
И слушал я – и услыхал:
Среди дрожащих лунных пятен
Далеко, звонко конь скакал,
И легкий посвист был понятен.
В сентябре-декабре поэт пишет стихотворение, пленительно соединившее любовь и природу, Её и Шахматово:
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Блок активно переписывается со своим другом А.Белым. В конце одного из писем Блок советуется с Белым: «Знаешь, я до сих пор не знаю, издавать мне стихи, или подождать? Мне и хочется и нет, и как-то не имею собственного мнения на этот счет». Блок посылает Белому новые стихи. Среди них - написанное 26 марта 1904 года стихотворение «Мой любимый, мой князь, мой жених…», в котором поет Шахматово:
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Павиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу.
Я ловлю твои сны на лету
Бледно-белым прозрачным цветком,
Ты сомнешь меня в полном цвету
Белогрудым усталым конем.
Важная информация:
Илиодор Хоринов - архитектор "Сибирского Лейпцига"
Проблема качества городской среды является одной из самых актуальных в контексте социокультурных реалий сегодняшнего дня. В данном аспекте памятники архитектуры рассматриваются нами как средоточие материальной и духовной жизни людей и как ...
Джорджо Вазари
Вазари, Джорджо (Vasari, Giorgio) (1511–1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма.
Родился в Ареццо 30 июля 1511.
Около 1524 уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело.
Посл ...
Истоки русской церковной музыки
Музыкальная культура Древней Руси начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения, характера бытования и назначения, обладавшие ...
Навигация