Илиодор Хоринов - архитектор "Сибирского Лейпцига"

Материалы » Илиодор Хоринов - архитектор "Сибирского Лейпцига"

Страница 1

Проблема качества городской среды является одной из самых актуальных в контексте социокультурных реалий сегодняшнего дня. В данном аспекте памятники архитектуры рассматриваются нами как средоточие материальной и духовной жизни людей и как эстетический объект, включенные в исторический процесс.

Творчество омского архитектора И.Г.Хворинова особенно интересно для нас тем, что его деятельность приходится на наиболее динамичный период в развитии Омска. Илиодор Геннадьевич приезжает в город, когда Великий Сибирский путь дошел до Иртыша и город стал одним из наиболее быстро развивающихся центров России. Население увеличивалось поразительными темпами: с 39542 человек в 1890 г. до 135 тысяч в 1915 г. Писатели называли Омск "Сибирским Чикаго" и "Сибирским Лейпцигом". Так за двадцатилетие число торговых заведений Омска достигло 1028 с оборотом 16944181 рубль, а промышленных предприятий - 183 с валовой продукцией на 8,3 миллиона рублей. В городе было несколько представительств крупнейших торговых фирм мира. Своеобразным памятником достижений региона стала первая западно-сибирская сельскохозяйственная, лесная и торгово-промышленная выставка 1911 г., павильоны которой были построены в стиле модерн, но язвительно названные журналистом "Омского вестника" "смесью рококо с нижегородским". На самом деле сибирским предпринимателям был присущ общерусский и европейский размах.

Илиодор Хворинов родился в 1835 г. в семье художника. В 1856 г., по окончании Петербургского строительного училища (позднее институт гражданских инженеров) по первому разряду он был направлен в Пермскую губернию в дорожную комиссию помощником начальника искусственного стола. С 1866 г. Хворинов занимал должность младшего архитектора строительного комитета в Нижнем Новгороде, на следующий год он был назначен губернским архитектором, а в 1868 г. стал архитектором ярмарочного гостинного двора.

Таким образом, получив прекрасное образование в училище, преподаватели и выпускники которого создали ему мировую славу, Илиодор Геннадьевич имел огромный опыт как строитель-практик. С 1867 г. на территории ярмарки началась постройка грандиозного собора во имя Александра Невского по проекту Р.Я.Килевейна. Законченный в 1883 г., он стал основной доминантой на стрелке Оки и Волги. В 1890 г. был построен огромный главный ярмарочный дом (архитекторы А.И. фон Гоген, Г.А.Трамбицкий и К.В.Трейман) также решенный в русском стиле.

В 1894 г. Хворинов уже зрелым мастером приезжает в Омск. Возможно, он был приглашен Марией Шаниной или Капитоном Алексеевичем Батюшкиным.

Здесь он работал чиновником особых поручений по строительной и дорожной части при Степном Генерал-губернаторе (1894-1901?), городским архитектором (1901-1906). Под его руководством с 1901 по 1903 гг. осуществлялась пристройка для пансиона мужской гимназии. В 1911 г. И.Г.Хворинов выступил экспертом по созданию водопровода в Омске.

Еще несколько лет назад авторство И.Г.Хворинова было определено только по отношению к драматическому театру, музею географического общества. В последние годы историками и искусствоведами было сделано еще несколько атрибуций, значительно расширивших круг работ архитектора.

Первой из известных общественных построек является здание музея Западно-Сибирского Отдела Императорского Географического Общества, история возведения которого подробно описана И.В.Спириной в 1989 г. Решение о строительстве здания было принято 20 марта 1895 г. Подготовка плана здания и сметы были поручены действительному члену Отдела И.Г.Хворинову. Уже 24 марта план был рассмотрен на заседании Отдела. Проблемы, связанные со строительством здания, возникали одна за другой - отсутствие средств, высокие грунтовые воды и др. Поэтому строительство растянулось с 1896 по 1900 гг. В строительной комиссии были Г.Е.Катанаев - председатель распорядительного комитета, И.Г.Хворинов и Н.А.Панов. Во время строительства к работам привлекались инженеры И.П.Кравцов и А.П.Хекстрем. Постройка была выполнена в стиле эклектики, выбор архитектора был сделан в духе классицистической стилизации (симметричный план, обшивка досками), русской стилизации (деревянный сруб, разновеликие объемы, резные наличники, шатровое завершение центрального ризалита с луковичной главкой) и восточной архитектуры (граненые фонарики над боковыми ризалитами, напоминающие юрты и некоторые элементы интерьера). Классическая архитектура соответствовала представлениям о музее как храме науки и искусства, русская стилизация соответствовала хозяйственному и культурному освоению русскими Сибири, а восточные мотивы - тем, что осознавалось значение восточной культуры в регионе и этнографическая направленность исследователей - членов ЗСОРГО.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Двоеверие: язычество и христианство
К моменту принятия христианства славянская религия не успела еще выработать строгих форм культа. Жрецы еще не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о сношениях с низшими де ...

«Распутья»
Также хочется обратиться к циклу «Распутья». Время создания этого цикла – 1902-1904 гг Блок писал его в разных местах: Санкт-Петербург – Bad Nauheim – с. Шахматово. Перейдем к стихотворениям, передающим колоритный пейзаж родного имения Бл ...

О фильме Александра Сокурова "Скорбное бесчувствие"
"Скорбное бесчувствие" - фильм Александра Сокурова (1986) по мотивам пьесы Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1913 - 1919). Подзаголовок пьесы - "фантазия в русском духе на английские темы". Имелся в ...