Всекитайский пантеон

Страница 2

Существенное влияние не только на последующее развитие философии, но и особенности на развитие религии, оказала книга. «Дао-дэ-пзин» («Книга о Дао»), представляющая собой сборник афоризмов, мудрых, но порой странных и загадочных изречений.

Центральной идеей философии Лао-Цзы (около VI века) была идея дао. Слово "дао" на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Дао означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип.

Основная идея практической философии, или этики Лао-Цзы: это принцип недеяния, бездействия, квиетизма. Всякое стремление что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Злом считает Лао-Цзы и всякое знание: «святой муж», управляющий страной, «старается, чтобы мудрые не смели сделать что-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то на земле будет полное спокойствие». «Кто свободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть».

Главная добродетель - воздержание. «Аля того, чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства».

Учение Лао-Цзы послужило основой для развития даоской религии, одной из трех господствующих ныне в Китае религий.

Почти одновременно с философскими книгами Лао-Цзы и его учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений, восходящая к родоначальнику другой господствующий религии Китая - Кун-цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция а школа, ведущая, от него свое происхождение, коренным образом отличаются от философской системы Лао-Цзы. Они отражали взгляды и интересы чиновничества.

Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» («У-цзин») и «Четверокнижае» («Сы-щу»). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые из них к религий не имеют никакого отношения. Классическое «Пятикнижие» - еще и сейчас основной канон конфуцианской религии - состоит из следующих сочинений: древнейшая книга - «И-цзин» («Книга перемен») - сборник магических формул, заклинаний; «Шу-цзин» («Древняя история») - история легендарных императоров, религиозного содержания в ней мало; «Ши-цзин» («Книга песнопений») - сборник древней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания (в последней из четырех частей сборника есть и чисто религиозные песни или гимны, исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями); «Ли-цзи» («Книга церемоний») - описание многочисленных обрядов, далеко не все из которых имеют религиозное значение, «Чун-цю» («Книга весны и осени») - это хроника одного из Китайских княжеств, очень краткая, сухая, лапидарная, ни каких религиозных элементов не заключающая.

«Сы-щу» («Четверокнижие») состоит из следующих книг; «Да-сюе» («Великое учение») - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; «Чжун-юн» («Книга о середине») - учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности; «Лун-юй» - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников; «Меи-цзы» - учение философа Мен-цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.

Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной жизни. Это система политической и частной этики. Согласно Конфуцию, правитель должен кроме гуманности обладать еще одним важным качеством - чувством долга. Долг - это моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на самого себя. Благородный человек Конфуция - это идеал, своеобразное звено между небом и обществом. С течением времени и в связи с ростом авторитета Конфуция и его учения этот идеал становится обязательным эталоном для подражания, приблизиться к которому было делом чести и престижа. Конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань (Ш в. до н.э. - III в. н.э.), чиновники при которой отбирались по принципу безупречного знания мудрости учителя.

В средневековом Китае сложились и канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в чиновничьей иерархии. Это и вошло в так называемый «Китайский церемониал». В эпоху Хань был составлен подробный свод правил церемониала - трактат Лй-Цзы, сжатое изложение Конфуцианских норм, имевших силу более 2 тыс. лет.

Для того, чтобы стать чиновником, нужно было выдержать экзамен, который происходил под строгим контролем конкурсной комиссии, справившиеся лучше других удостаивались желаемой степени и получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели обеих - на третью. Трижды сдавшие экзамены получали высшую ученую степень на престижную должность «уездного» начальника. Важной основой социального порядка по Конфуцию является строгое повиновение. Высшей целью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Последователи Конфуция учили, что из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ, на втором месте - божество, на третьем - государь. Однако конфуцианцы считали, что самому народу также нужно отеческое наставление. Вторая важная основа конфуцианства - строгое повиновение, старшим, причем, как напоминал Конфуций, государство - большая семья, а семья - малое государство. Конфуций разработал "сяо" - учение о сыновней почтительности. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи превосходили интересы отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи. Символом кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отбирать которые было недопустимо. В эти храмы собирались родственники.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Тульские самовары
Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, ...

Чувашская усадьба
Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор (т. е. собственно двор) и задний — анкарти. К жилому дому (сурт, пурт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, х ...

Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования
Век Просвещения, определяющийся культом Разума, с верой в его безграничные возможности и в то же самое время, связанный с антиклерикальной просветительской идеологией, приводившей к оценке знания не только как к элементу культуры, но и ре ...