Экзамены

Страница 1

Наконец, регламентации подлежали экзамены на получение степени. Тут у каждого университета также имелись свои обычаи, которые изменялись со временем. Возьмем в качестве примера экзамены юриста из Болоньи.

Новоиспеченный болонский доктор получал свою степень в 2 этапа: собственно экзамен и публичный экзамен, представлявших собой скорее церемонию вступления в должностью Незадолго до личного экзамена кандидата, представляли его ректору. Кандидат клятвенно заверял последнего, что исполнил все, что требуется уставами, и не пытался подкупить своих экзаменаторов. В предшествующую экзамену неделю один из мэтров представлял его архидиакону, ручался за его способность выдержать проверку. Утром в день экзамена кандидат, прослушав мессу Св. Духа, представал перед коллегией докторов, один из которых давал ему 2 отрывка для комментирования. Он удалялся к себе, чтобы подготовить комментарий, который зачитывался вечером в общественном месте (чаще всего в соборе) перед жюри из докторов, в присутствии архидиакона, который, однако, не имел права вмешиваться. Вслед за комментарием он отвечал на вопросы докторов, которые затем удалялись для голосования. Решение принималось большинством голосов, архидиакон сообщал о результате.

Сдав этот экзамен, кандидат становился лиценциатом, но еще не получал докторского звания и права на преподавание: для этого требовалось пройти публичный экзамен. С помпой его сопровождали в собор, где он произносил речь и зачитывал тезисы о каком-нибудь из правовых положений, а затем защищал их от нападавших на него студентов. Тем самым он впервые играл роль мэтра на университетском диспуте. После этого архидиакон торжественно вручал ему лицензию, дающую право преподавать и соответствующие знаки

2. Влияние системы образования на подъем европейской культуры во времена Возрождения (на примере Англии).

Подъем английской культуры в первой половине 16 века был, безусловно, связан с развитием системы образования, в которой на протяжении столетия произошли важные сдвиги. Уже в 14-15 веках в Англии сложилась разветвленная сеть церковных и светских грамматических школ, основывавшихся городскими корпорациями и частными лицами, и их число постоянно росло. Тем не менее по характеру преподавания и набору предметов они оставались типичными средневековыми заведениями: помимо моральных наставлений начальные школы преследовали сугубо практические цели – учили детей читать и писать по латыни и знакомили их с азами семи свободных искусств, а на деле – тривиума, так как за изучение квадривиума ученики платили дополнительную плату. Ренессансные влияния проникали в учебный процесс медленно, несмотря на старание лучших педагогов ввести в начальной школе греческий, изучение классических авторов, а также современных иностранных языков.

Новые тенденции легче пролагали себе дорогу в сфере элитарного частного образования, переживавшего переворот, связанный с изменением в 16 веке социальной роли дворянства, все чаще готовившего себя не к рыцарским подвигам, а к придворной или государственной карьере. Частные педагоги в дворянских семьях преподавали географию, историю, греческий, древнееврейский и современные языки, считавшиеся необходимыми для джентльмена и излишними для представителей неблагородных сословий.

Таким образом, прогрессивные сдвиги в обучении определялись в первой половине 16 века успехами частного, а также высшего университетского образования. Тем не менее количественный рост публичных грамматических школ и постепенные изменения в их учебных планах привели со временем к качественному скачку в образовании средних и низших слоев общества. Обучение в многочисленных публичных школах было доступно всем жителям округи независимо от социального статуса, дети йоменов и их лендлорда могли учиться вместе. К 60-м годам 16 века все больше дворянских и купеческих семейств предпочитали публичную школу частным учителям, что объяснялось возросшим качеством преподавания. В школе второй половины 16 века гуманистические веяния окончательно возобладали, это сказалось на отборе текстов для обучения: азы латыни учили по диалогам Эразма и Вивеса, затем переходили к классическим авторам: Цицерону, Овидию, Эзопу, Вергилию, Цезарю. Большое значение приобрела риторика – овладение техникой красноречия, сочинения в прозе и стихах в подражание древним.

Сходные процессы происходили и в университетах. Ведущими научными центрами Англии были Оксфорд и Кембридж, насчитывавшие десятки колледжей, число которых постоянно увеличивалось в 13-15 веках. В тюдоровскую эпоху оба университета расширялись, постоянно получая щедрые вклады коронованных особ и частных лиц. В Оксфорде в первой половине 16 века, возникло восемь новых колледжей, в Кембридже – четыре.

Вновь учрежденные учебные заведения способствовали распространению гуманистических веяний: основной аспект в них делался на предметах гуманитарного цикла – латинской и греческой грамматике, риторике, моральной философии. Влияние классической философской и литературной традиции и гуманистической пропаганды ощущалось в том, что патроны колледжей, преподаватели и студенты желали видеть в своих ученых сообществах «Новые Афины» или «Английскую академию». Однако нововведения встречали и сопротивление. В 1518 году в Оксфорде развернулась полемика сторонников изучения греческого наследия с так называемыми «троянцами» - его противниками. Но при поддержке авторитетных гуманистов, в частности Томаса Мора, и просвещенных патронов – кардинала Уолси и Екатерины Арагонской – «греки» победили «троянцев».

Страницы: 1 2

Важная информация:

Племенное сознание или общественная связь
Чтобы увидеть отмечен ли интерес бретонцев к самосознанию хотя бы частично расизмом, я поднял материалы всех интервью которые я провел ранее и отметил все упоминания слов "раса", "расизм" или "корни" (слово к ...

Джорджо Вазари. Триумф вакха
Эта композиция 1560-х годов на тему античной мифологии — гордость собрания. Великий историограф итальянского Возрождения, автор всемирно известных “Жизнеописаний” мастеров Ренессанса, Джорджо Вазари был еще и неплохим живописцем, хотя кар ...

Связь карикатуры и литературы
Среди великих литературных произведений немало комических. Главные их персонажи выступают в роли философствующих комиков. Таков Дон-Кихот, Швейк, Пиквик. Здесь огромное поле деятельности для иллюстраторов-художников с юмористическим склад ...