Европейские университеты: исторические традиции и современность

Материалы » Европейские университеты: исторические традиции и современность

После крестовых походов и с ростом городов в в CI веке в Европе повысился спрос на грамотных людей. Появляются интеллектуалы, как одни из мастеров, которые водворились в них под влиянием разделения труда. Ранее действительной специализации людей отвечало разве что подразделение специальных классов: те, кто молится, - клирики; те, кто защищает, - дворяне; те, кто работает, - крестьяне. Обрабатывающий землю крестьянин был одновременно и ремесленником. Благородный воин был в одно и то же время собственником, судьей, управляющим. Клирики - прежде всего монахи - нередко исполняли сразу все эти обязанности. Духовная работа была лишь одной из сфер их деятельности. Она не была самоцелью, но подчинялась общему порядку их жизни, отданной богу. Живя в монастырях, они могли по случаю становиться преподавателями, учеными, писателями. Но это было чем-то преходящим, вторичным для личности монаха. Даже те из них, в ком угадывались интеллектуалы грядущих столетий, еще не были таковыми.

Книги той эпохи были предметами роскоши. Время, уходившее на переписку, на совершенство письма, на украшение их со всем возможным великолепием для дворца, для нескольких светских церковных магнатов, говорит о минимальной скорости оборота книг в те времена. Более того, эти книги создаются не для того, чтобы их читали. Они осядут в сокровищницах церквей или богатых частных лиц. Это, прежде всего экономические, а не духовные ценности.

Совершать нечто новое, стать новыми людьми - так восприняли себя интеллектуалы XII века. Они были новыми, современными и умели ими быть. Но такими новыми, которые не оспаривали древних, напротив, они подражали им, питались ими, взгромождались им на плечи. "От тьмы невежества к свету науки не поднимешься, коли не перечтешь с живейшей любовью труды Древних", - пишет Пьер де Блуа.

Школы при монастырях, естественно, были, прежде всего "внутренними" и предназначались главным образом для молодых монахов и тех, кто готовит себя к монашеской жизни, хотя некоторые монастыри имели также "внешние" школы. В XI веке некоторые монастырские школы, например школа в Беке, привлекала учеников из разных мест. Кафедральные школы также были клерикальными, то есть занимались обучением клириков, принадлежавших к религиозным орденам. В XII веке некоторые из этих школ были знаменитыми центрами учености - например, Шартрская и Парижская. Появляются и внецерковные школы, преподаватели которых – магистры – жили засчет платы взимаемой с учащихся. В первой половине XII века процветала школа в Оксфорде, где Роберт Пуллен, впоследствии кардинал, читал лекции по теологии; потом он перебрался в Париж. Правовед Вакарий Ломбардский, который в середине века приехал в Йорк, впоследствии преподавал в Оксфорде. Что касается Парижа, то на протяжении XII века парижские школы постепенно выдвигались на передний план и уже привлекали учителей и учеников из других городов. Болонья, Париж и Оксфорд стали впоследствии знаменитыми университетами.

Важная информация:

Организация учебы и программы
Университетские статуты (правила) регулировали также организацию учебы. Они определяли ее длительность, программы курса, условия проведения экзаменов. Сведения относительно возраста студентов и длительности учебы, к сожалению, не точны и ...

Одежда чуваш
Чувашская одежда отличалась своеобразием, хотя имела ряд черт, характерных и для других народов Среднего Поволжья. Платье, обувь, головные уборы, украшения — все производилось в основном непосредственно в крестьянском хозяйстве. Главным м ...

Россия в XX в
Рубеж XIX - XX вв. характеризовался обострением внутренних противоречий русской жизни, которые привели к катастрофическим изменениям 1917 г. Бюрократический аппарат уже не в состоянии был вести страну в том направлении, которое обеспечил ...