О методе типологического моделирования в исследовании традиции

Материалы » О методе типологического моделирования в исследовании традиции

Страница 2

Идеально- типические понятия используются как понятийные средства для сравнения и сопоставления с ними действительности. Они обладают большой эвристической ценностью для изображения эмпирической действительности, если исследователь тщательно следует принципу различения идеально-типического понятия как логического конструкта, созданного для постижения действительности, и практического идеала, который направляет интерес его исследования и служит источником культурных значений, которые он придает тем или иным обнаруженным им эмпирическим связям.

Историческое познание не может быть свободно от ценностей. Однако исследователь может и должен отдавать отчет о ценностях, определяющих для него систему культурных значений. Для этого, указывает Вебер, необходимо резко и отчетливо различать отправляющееся от логики сопоставительное соотнесение действительности с идеальными типами и оценочное суждение о действительности, отправляющееся от практических идеалов. Практический идеал имеет иную природу, нежели идеальный тип, их необходимо различать. Практический идеал, однако, способен выступить в качестве побудительного начала для конструирования новых идеально-типических понятий, необходимых для того, чтобы выявить новые стороны исторической действительности, обнаружить новые связи, значимые для исследователя.

Тип как логическое средство позволяет сводить многообразие явлений в образ исторической и культурной индивидуальности. Идеальный тип – попытка охватить исторические индивидуумы или их отдельные компоненты генетическими понятиями. Очевидно, что одним таким понятием ограничиться невозможно – для того, чтобы отобразить новые стороны реальности, имеющие для нас культурное значение, необходимо конструировать новые идеально-типические понятия.

Применение метода типологического моделирования к исследованию традиции предполагает смысловую интерпретацию традиции. Приоритет смыслового начала позволяет переключиться с отвлеченных "структур" на вопросы функционирования смыслов в культуре, на то, как носители традиции порождают смыслы, исходят из смыслов, ориентируются на них. Нас интересует не то, каковы нормы или ценности, но то, как они обеспечивают устойчивость смыслов. Интерпретация отдельных элементов традиции погружается в целостный контекст важнейших жизненных смыслов, переживаемых в русле традиционного мировосприятия. Формируется представление о традиции как об устойчиво передающемся из поколения в поколение способе организации общей жизни на основе совместно переживаемых смыслов.

Традиция в широком смысле - это форма самоорганизации, устойчиво воспроизводящаяся из поколения в поколения за счет специфических организованностей (таких как уклад, ритуал, обряд, воспитательный обычай, учительные установления, корпус основных текстов и другое), и запечатлевающая в человеке определенный тип работы над самим собой. Элементы традиции задают условия для воспроизведения специфического человеческого опыта, будь то опыт переживания аффекта, опыт сознания, опыт мышления, опыт действия. Традиции – своего рода творческие лаборатории в историческом образовании человеческого духа, в них "человеческое" являет себя, воспитывает себя и узнает себя, что оно есть.

Одна из типологических конструкций, в которых мы можем осмыслять исторически индивидуальные, уникальные традиции – это понятие культурно-исторической, или аксиологической традиции.

Значение типологического понятия аксиологической (культурно-исторической) традиции состоит в прояснении смысловых ориентиров субъекта традиции. Ценности являются интеллектуальными конструкциями, они полагают прочную меру вожделениям. Вебер связывает понятие человеческого достоинства со способностью иметь ценности: в ценностном отношении проявляет себя устойчивость практического разума субъекта. Посредством ценностей субъект манифестирует себя. Аксиологический взгляд на человеческий мир позволил преодолеть абстрактный рационализм Нового Времени. Система ценностей модерна – только одна из ценностных систем, на равных правах участвующая в создании условий общей жизни людей на земле. Практический идеал современности побуждает человека к работе над собой, направленной на самоизменение, на "изменение границ возможного". Традиционализм настаивает на праве человека быть таким, каким тот "обвык" быть. Чтобы отстоять свое право на устойчивость бытия в современном быстро меняющемся мире, человек должен освоить свой образ жизни, свой "обычай" как ценностную систему. Система ценностей определенного типа выступает как условие становления субъективности соответствующего типа. Иными словами, традиционные ценности – это формула условия, которые позволяют человеку ограничить действие принципа непрерывного самоизменения и оформляют границы, в которых он может сохранять свое присутствие в качестве "вечного человека".

Страницы: 1 2 3 4 5

Важная информация:

Будда реальный и Будда из легенд
В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Инд ...

Капоэйра
Это загадочное боевое искусство и философия, танец и музыка, было давным-давно создано в Бразилии африканскими рабами. Споры о том, что же считать ее родиной – Бразилию или Африку, не утихают до сих пор. Как рассказывают легенды, этот та ...

«Серапионовы братья»
Объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Ленинграде 1 февраля 1921. Название его заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружест ...