Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты — от хозяйственных работ до погребальных процессий. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н.э.), изображающий толпу плакальщиков. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Запряженные в колесницы кони мчатся галопом, от стрел охотников убегают звери, падают поверженные враги. Лодка фараона плывет через заросли тростника, отчего гнутся гибкие стебли; хлопая крыльями, взлетают птицы; нескольких успевает схватить дикая кошка. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям. Удлинненные легкие тела приобретают гибкость, очертания плеч — округлость. Тонкой красотой отмечены женские профили. Миндалевидные глаза слегка прикрыты веками, что придает взгляду некую таинственность (рельефы гробницы Рамеса, XIV в. до н.э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов. Исчезает условность раскраски человеческих фигур: оттенки светлой и темной кожи становятся близкими к реальным. На женских лицах появляется румянец, сквозь прозрачные одежды просвечивают тела. Нередко изображаются нагие служанки, танцовщицы и музыкантши. В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, XVI в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, XV в. до н. э.)

Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне Аменхотепа III (XVIII династия). Колоссы были частью храма Аменхотепа III, впоследствии разрушенного его преемниками. Двадцатиметровые исполины со сбитыми лицами и мощными торсами, сложенные из крупных каменных блоков, одиноко возвышаются среди каменистой пустыни. В I в. одна из статуй, поврежденная землетрясением, на рассвете начала издавать печальные мелодичные звуки. По представлениям древних греков, таким образом мифический эфиопский царь Мемнон, погибший от руки Ахилла, приветствовал свою мать — богиню утренней зари Эос. С тех пор статуи стали называть «Колоссами Мемнона». После реставрации, проведенной в III в. по приказу римского императора Септимия Севера, «поющая» статуя умолкла навсегда.

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступают место так называемым ушебти (ответчикам). Это статуэтки из терракоты, фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками, изображающие тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.

Важная информация:

Замки Луары. Шеверни
Невозможно не восхищаться необычайной белизной и поразительной симметрией замка Шеверни. Это высокое и узкое здание связано двумя крыльями с квадратными павильонами, покрытыми округлыми кровлями, увенчанными фонарями. Здесь планировка чис ...

Отношение к алхимии
Общественное мнение Европы об алхимическом учении пережило несколько этапов. Когда начиная со второй половины XII в. по мере перевода на латынь арабских текстов, европейские энциклопедисты (Гильдегард Бингенский (1148), Михаил Скот (1225 ...

Семь дней
Разнообразие ликов луны разбило лунный месяц на части помельче. У вавилонян мы находим семидневную неделю, но связанную не с фазами Луны, а с астрологическими правилами. Вавилонские жрецы знали семь небесных тел, семь небожителей: Солнце, ...