Индия VI—IX вв

Вторжения белых гуннов, которых обычно связывают с печально знаменитым Аттилой, опустошившим Запад, ускорили гибель империи Гуптов в VI в. Северная Индия вновь распалась на региональные царства, правители которых покровительствовали индуизму.

Индуизм — основная религия Индии, распространенная и в других странах Азии. Одно из ее положений — учение о перевоплощении душ, обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дурными. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам — Брахме (Творец мира), Вишну (Бог-охранитель) и Шиве (Бог-разрушитель), составлявшим Тримурти.

В VII в. на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возведен огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс был построен на природной площадке, расположенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии — воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы, знаменитый прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскальный рельеф «Нисхождение Ганги на землю». В архитектуре комплекса выделяются монолитные храмы-ратхи, посвященные эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных — слонов, львов и быков. «Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архитектурные формы с природным ландшафтом. Центром храмового комплекса служит огромный (около тридцати метров в длину) наскальный рельеф «Нисхождение Ганги на землю». В основе сюжета рельефа лежит легенда о том, как священная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена богами на землю по просьбе царя Бхагиратхи, с тем чтобы оросить прах его предков. Перед скальным рельефом устроена площадка, на которой в древности разыгрывались религиозные театрализованные представления. Во время этих представлений рельеф служил своеобразным фоном и заменял декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого единым источником — священной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме.

Шедевром храмового зодчества южной Индии периода раннего Средневековья стал храм Кайласанатха в Эллоре. Это монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа — обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся. Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом великолепном комплексе с монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым драматизмом образов и динамикой сложных композиций.

Крупнейшими храмовыми центрами раннего и зрелого Средневековья, расположенными в Центральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X—XI вв.). Отдельные части здания — святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход — находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частей завершена обособленной башенной надстройкой. Башня святилища — самая высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и женщин — одни из лучших в средневековом искусстве («Женщина, накрашивающая глаза», «Танцовщица и музыканты»). Легкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм всего скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, так же как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной».

Что же касается буддизма, то его позиции все больше ослабевали; в скором времени он был подавлен исламскими нашествиями, его влияние сузилось только до нескольких районов, таких как королевство Пала в Бихаре (сидящий Будда), уединенные районы Гималаев и др. Хотя религиозное влияние буддизма уменьшалось, средневековое буддийское искусство продолжало совершенствовать технические достижения предшествующих веков, что особенно заметно в бронзовых изделиях, сохранивших грациозность форм, присущую традиции Гуптов. Один из превосходных примеров искусства средневековой Индии — инкрустированный бронзовый алтарь из Сирпура. Его сложные архитектурные элементы декора и орнаментированная ткань одежд вызывают в памяти великолепие средневековых дворцов и придворных. В центре, в верхней части, изображен Будда Амитабха, фланкируемый фигурами ботхисаттв. Вместо традиционной фигуры Будды центральный лотосовый трон занимает богиня. Она обычно идентифицируется как Тара, но это может быть и Чанда, богиня мудрости, которая держит цитрусовый плод вместо цветка лотоса, ассоциируемого с Тарой. Типично для буддийской иконографии изображение в нижней части донатора в молитвенной позе.

Важная информация:

Визитные карточки
Обязательный атрибут первой встречи с деловым партнером – обмен визитными карточками. Наличие визитной карточки свидетельствует о серьезности и солидности предпринимателя. Основное назначение визитных карточек – представление деловых и о ...

Символика знаков
Знаки знаменной нотации обладают особой символикой, своим значением, семантикой; многие из них связаны с христианскими символами и атрибутами христианского богослужения. Большую роль в музыкальной системе знаков играл символ креста и эмб ...

Музыкальный инструмент и человеческое тело
При рассмотрении связи музыкального инструмента с человеческим телом возможны различные интерпретации. С одной стороны, музыкальный инструмент возникает как бы изнутри тела и мыслится как расширение или наращивание тела, усиления уже зало ...