Клод Моне: жизнь и творчество

Материалы » Клод Моне: жизнь и творчество

Страница 5

В поисках тем для новых серий картин Моне в октябре-декабре 1908 г. вместе с женой предпринял последнее большое путешествие: художнику уже 68 лет и ему все труднее уезжать из Живерни. На этот раз Моне выбрал темой очередной серии виды Венеции. «Я все больше и больше восхищаюсь Венецией и грущу оттого, что приближается момент расставания с таким уникальным светом. Это так красиво, — писал Моне Гюставу Жеффруа 7 декабря 1908 г. — Я пережил здесь чудесные моменты, почти забыв о своей старости».

Художник заканчивал полотна венецианской серии в своей мастерской в Живерни на протяжении еще трех с лишним лет. Наконец в мае-июне 1912 г. в галерее Бернхайма были представлены 29 картин из серии «Виды Венеции» (Большой канал. Венеция, 1908, Сан-Джорджо Маджоре, 1908). Одновременно с выставкой был выпущен альбом репродукций, названный «Виды Венеции Клода Моне», текст к которому написал Октав Мирбо. Поль Синьяк, посетивший выставку, поспешил выразить художнику свой восторг: «Я восхищаюсь «Венециями» как высочайшим проявлением Вашего искусства, … где все соответствует Вашей воле, где ни одна деталь не идет вразрез с эмоциями, где Вы достигли вершин служения искусству».

И все же нигде Моне не чувствовал себя так хорошо, как в его родном Живерни, в кругу своей семьи, в своем «саду», которому отдал много времени и сил. Где бы он ни находился, мыслями он стремился в свой сад, к «своим цветам». «Остались ли еще цветы в саду? — спрашивает он Алису в письме из Этрета, где он писал пейзажи в ноябре 1885 г. — Мне бы хотелось, чтобы к моему возвращению там сохранились хризантемы». Получая невероятное наслаждение от общения со своим садом, он стремился поделиться своей радостью с друзьями: «В деревне так прекрасно сейчас. Я хотел Вас пригласить приехать сюда полюбоваться цветущим садом: путешествие того стоит, а через две недели все отцветет», — писал он Гюставу Жеффруа 25 мая 1900 г. Клемансо назвал великолепный сад Моне «одним из произведений мастера». Он писал: «С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве. Сад был продолжением мастерской. Со всех сторон вас окружает буйство красок, что является хорошей гимнастикой для глаз. Взгляд перескакивает с одного на другое, и от постоянно сменяющих друг друга оттенков зрительный нерв возбуждается все больше, и ничто не может усмирить этот восторг».

«Водный сад» стал для художника бесконечным источником вдохновения. При его создании отчетливо проявились японские мотивы, которые замечали и отмечали все гости Моне. Многие растения были привезены из Японии. «Спасибо, что сравнили мой сад с цветами на эстампах Хокусая, — писал в 1896 г. Моне Морису Жуаяну. — Вы ничего не сказали о маках, а это очень важно, так как у меня есть уже ирисы, хризантемы, пионы и вьюнки». Особое очарование «водному саду» придавал изогнутый «мостик в японском стиле», переброшенный через пруд. Он стал темой нескольких серий картин, первая из которых написана еще в 1899 г. С годами легкие воздушные перила мостика заросли любимыми цветами Моне — глициниями, таким он предстает на полотнах 1920-х гг. («Японский мостик»). Разнообразная игра света на поверхности пруда с водяными лилиями стала темой бесконечной серии картин, к которой Моне возвращается снова и снова («Кувшинки. Облака»). «Я поглощен работой, — пишет он в 1908 г. Гюставу Жеффруа. — Эти пейзажи с водой и отражениями стали каким-то наваждением. Это непосильный труд для старика и все же я хочу передать то, что чувствую. Сколько я их уничтожил… И я начинаю их снова… Я надеюсь все-таки чего-нибудь добиться». Моне воспринимал живопись как поединок с природой. Трагедия его была в том, что его противник был неутомим и вечно молод, в то время как он старел и был уже не в состоянии состязаться с ним. «Я работаю все время, все время борюсь с природой», — писал 78-летний художник Дюран-Рюэлю.

В 1914 г. Моне начинает серию больших полотен с изображением кувшинок в пруду. В последующие годы он примет решение 12 картин этой серии принести в дар государству, о чем будет официально объявлено в 1920 г. Согласно подписанному художником документу, картины должны быть закончены к апрелю 1924 г. Дар Клода Моне первоначально планировалось разместить в специально построенном для них павильоне со стеклянным потолком в саду отеля Бирон. Но палата депутатов отвергла проект, разработанный самим художником. Тогда решили переделать для «Кувшинок» два зала в музее Оранжери. Из-за катаракты Моне почти ничего не видит, однако упорно продолжает работать над «Кувшинками». «Я работаю через силу и хочу успеть написать все до того, как потеряю способность видеть», — писал он Жозефу Дюран-Рюэлю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Русская школа экранизации
Едва ли не общим местом многих исторических обзоров является утверждение, что русский художественный фильм формировался в прямой связи и под непосредственным влиянием русской классической литературы XIX века. Действительно, экранизация п ...

Иконоборчество VII-IX в.в
Особенно широкий политический и идеологический резонанс в Византии вызвали церковные реформы первых Исавров. Впервые в истории Византии произошло открытое столкновение государства и церкви. Православной церкви почти в течение всего сущест ...

Тульские самовары
Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, ...