Искусство халифата Омейядов

Страница 1

В эпоху первых арабских завоеваний и во время правления династии Омейядов (661—750), воцарившихся в древнем Дамаске (Сирия), на путях продвижения военных отрядов возникали новые поселения, больше похожие на укрепленные военные лагеря. Таковы Куфа и Басра на юге, Мосул на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе. Для защиты границ мусульманского мира на его окраинах сооружались рибаты — крепости, обители благочестивых воинов, борцов за веру. Несколько рибатов сохранилось в Тунисе (в городах Сус и Монастир).

Дворцы, воздвигнутые в городах при Омейядах, почти все бесследно исчезли. В относительной сохранности остались так называемые «замки пустыни» — резиденции халифов и придворной знати, построенные вдали от беспокойных и многолюдных городских центров. Затерянные в песках руины на пустынных землях Сирии и Иордании вызывают изумление самим фактом выбора столь суровой и безрадостной местности. Но в те далекие времена эти места были обитаемы и орошаемы, в них сооружались искусственные водоемы, каналы, плотины, подземные цистерны; возделывались земли, разводились сады и охотничьи угодья. Эти замки, равно как и тунисские рибаты, были сложены из тесаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами в плане образовывали квадрат. Внутрь вел единственный вход в центре главного фасада. Все помещения выходили на мощеный внутренний двор. Интерьеры замков были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Самые знаменитые из них — Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.) и Мшатта (1-я пол. VIII в.) в Иордании, Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (ок. 728) в Сирии.

Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось с сооружения в Иерусалиме знаменитой Куббат ас-Сахры (буквально: Купол Скалы). Куббат ас-Сахра — третья по значению святыня после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине. Согласно преданию, Куббат ас-Сахра была построена в честь знаменательного события Священной истории ислама — чудесного ночного путешествия пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим, совершенного на волшебном крылатом коне: Мухаммад вознесся на небо, оттолкнувшись ногой от скалы, и оставил на камне отпечаток своей ступни. Именно тогда Мухаммаду было дано наставление об обязательной пятикратной ежедневной молитве, а также были показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад. Куббат ас-Сахра была воздвигнута в 687—91 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, — на этой горе, по преданию, прародитель иудейского народа Авраам готовился принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака, а впоследствии иудейский царь Соломон построил Иерусалимский храм. Историк Х в. аль-Мукаддаси утверждает, что Куббат ас-Сахра должна была затмить находившуюся рядом христианскую церковь Гроба Господня, дабы «не ослеплялись умы мусульман» ее великолепием и громадными размерами. Другой историк писал: «Это скала, о которой сообщают, что Посланник Божий поставил на нее свою стопу, затем же Абд аль-Малик (халиф в 685—705) построил над ней купол… и люди взяли в обычай обходить скалу точно так, как они делали вокруг Каабы». Для мусульман Куббат ас-Сахра была символом победы и торжества ислама. Действительно, Куббат ас-Сахра царит над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, вознесенный над скалой золотой купол. На половине высоты центральная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено надвое столбами и колоннами. Таким образом, вокруг священной скалы создается двойной обход. Сама скала, выступающая над уровнем пола на полтора метра, окружена четырьмя мощными столбами, между которыми установлены изящные колонны. Под скалой, в пещере, устроено небольшое святилище. Высота подкупольного пространства храма (около 20 м) равна диаметру купола, что придает всей конструкции устойчивость и пропорциональность. Архитектурные элементы каждого вида используются ровно четыре раза, возможно в этом прослеживается связь с четырьмя буквами, составляющими слово «аллах» (в арабском написании), а также с квадратом, составляющим основу Каабы. Интерьер здания поражает великолепием отделки. Стены облицованы узорчатыми мраморными панелями, колонны венчают золоченые капители. Массивные балки и притолоки входных дверей обшиты бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок декорированы мозаиками зеленых, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Купол (который был установлен на месте старого в 1022 г.) изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Столь же пышно и наружное оформление здания, обновленное в XVI и XIX вв.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Поклонение волхвов
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожил ...

Храм в Луксоре
Храм в Луксоре значительно уступает в размерах Карнакскому храму, однако считается наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением периода Нового царства. Расположенный вдоль берега Нила в трех километрах к югу от храма в Карнаке, ...

Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики
Известно, что любой процесс человеческого общения протекает, как правило, в форме диалога. Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой суще ...