Ислам и архитектура

Страница 1

Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разрастались — во многом благодаря морской и сухопутной торговле, паломничеству верующих, а также миграциям ремесленников и переходящих к оседлости племен. Главное место в застройке городов занимали культовые здания — мечети, архитектура которых формировалась в соответствии с их назначением и местными строительными традициями. Обряды мусульман первоначально не требовали сооружения специальных зданий для молитвы, ибо, как сказано в одном из хадисов: «Земля сотворена для меня как место поклонения и место чистоты, и где бы ни возникла у человека моей общины необходимость в молитве, пусть он молится». Арабским отрядам в походах в качестве места поклонения служила очерченная на песке территория, а киблу (направление к Каабе — главной святыне мусульман) определяли по тени воткнутого в землю копья. Первые мечети, как утверждал арабский историк IX в. аль-Балазури, были «нарисованными»: они представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом участок земли.

Построенные мечети появились лишь в 665—670 гг. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Так сформировался распространенный в арабской архитектуре арабских стран тип колонной мечети. Особую выразительность интерьерам колонных мечетей придавали ряды арок, на которые опиралась крыша. Идея создания пространства из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами, получила распространение во всем арабском мире. Ячейки можно было легко добавить или убрать и тем самым при необходимости менять размеры здания. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть (масджид) служила местом индивидуальной молитвы. Джами (или джума), соборная (или пятничная) мечеть, предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главная джами города стала называться Большой мечетью (Джами иль-Кабир). В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть — мусалла, которая представляла собой открытую площадку с единственной стеной, обращенной к Мекке.

Отличительной чертой всякой мечети с конца VII — начала VIII вв. стал михраб — ориентированная на Каабу священная ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или полукуполом и вставленная в раму. Стрельчатое завершение михраба отмечает важнейшую точку на священной «оси ислама», благодаря которой осуществляется мысленная связь молящегося с земной Каабой, отражающая его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба подчеркивается его убранством и освещением, которое соответствует словам Корана: «Аллах — свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины… Масло его готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает…».

В отличие от обыденной масджид, соборная мечеть (джами) имеет минбар — кафедру, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит обязательную пятничную проповедь. Минбар всегда расположен справа от священной ниши-михраба. Первый минбар в форме сиденья с двумя ступенями был сделан по заказу Мухаммада в 629 г. В IX—XIV вв. сложился тип деревянной или каменной кафедры-минбара в виде высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Структура и функции общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или ком ...

Феномен Фалунь Дафа
Фалунь Дафа (Фалуньгун) – традиционная китайская гимнастика (цигун), пришедшая к нам из глубокой древности. Это истинная наука о совершенствовании души и тела. «Фалунь Дафа» и «Фалуньгун» - это слова китайского происхождения. «Фа» можно д ...

Искусство Римской империи 2 в. н.э.
Для Римской империи 2 в. н.э. был периодом роста ее территории, подъема культуры и искусства и одновременно периодом усиления внешних и внутренних противоречий римского рабовладельческого государства. Уже во второй половине века эти проти ...