Искусство ранней империи

Материалы » Искусство Древнего Рима » Искусство ранней империи

Страница 1

Первым правителем, открывшим путь к единовластию, был внучатый племянник Цезаря Октавиан, прозванный Августом (Блаженным). Со времени правления Октавиана римское искусство начало ориентироваться на идеалы, которые насаждали правители. Август начал закладывать основы императорского стиля. Сохранившиеся портреты представляют его энергичным и умным политиком. Высокий лоб, слегка прикрытый челкой, выразительные черты лица и маленький твердый подбородок. Хотя Август, по свидетельству древних авторов, был слабого здоровья и часто кутался в теплые одежды, на портретах его изображали могучим и мужественным. Известная статуя из Прима Порта представляет его оратором, обращающимся к народу. Август облачен в одеяние императора — богато украшенный панцирь, на котором в обрамлении богов, небес и преисподней парфяне возвращают римлянам отнятые у них ранее знамена; тяжелый, обернутый вокруг тела плащ. В руке у Августа императорский жезл. У его ног на дельфине сидит крошечный Амур, сын Венеры — по преданию, прародительницы Юлиев. Статуя величава и торжественна. Непокрытая голова императора и его босые ноги являют черты греческого стиля.

Стремление выйти за рамки прозаического восприятия жизни заметно и в других памятниках искусства. При Августе был создан Алтарь Мира, долженствовавший увековечить воссоединение сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представляет собой отдельно стоящее здание без крыши, служившее ограждением жертвенника. Ограду украшали рельефы, разделенные на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент в виде ломаной линии). Нижний рельеф изображал стебли, листья и завитки Древа Жизни, населенного птицами и другой живностью, на верхнем рельефе было запечатлено торжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Здесь использован греческий прием изокефалии — все головы находятся на одном уровне, однако изображение оживляют фигуры детей разных возрастов. Некоторые фигуры на рельефе оборачиваются — в этом его существенное отличие от классических греческих памятников. Помимо этого, лица персонажей наделены индивидуальными чертами, они портретны.

В I в. до н. э. продолжалась древняя традиция строительства гробниц. Были построены такие разные сооружения как Пирамида Цестия, Гробница Цецилии Метеллы, Гробница Еврисака. Поскольку Еврисак был хлебопеком, на его гробнице изображены круглые жерла печей для выпечки хлеба. Поверху гробницы идет рельеф, изображающий весь хлебопекарный процесс. Вообще для римского искусства характерна именно такая — утилитарная, «производственная» тематика, свидетельствующая о приверженности Рима к хронике, фиксации событий и «злобе дня». Мавзолей Августа отличается от других гробниц огромными размерами. Он представляет собой три цилиндра, поставленные один на другой. Образовавшиеся террасы были превращены в висячие сады, аналогичные тем, которыми славилась Гробница Александра Македонского в Александрии. Перед входом в мавзолей были установлены два обелиска — в память о победе Августа над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой.

В эпоху Августа был популярен так называемый третий помпейский стиль (конец I в. до н. э. — 50-е гг. I в. н. э.), именуемый также «канделябровым». Мастера вновь вернулись к плоским декоративным орнаментам. Среди архитектурных форм преобладали легкие ажурные сооружения, напоминающие высокие металлические канделябры, между ними помещались заключенные в рамы картинки («Нарцисс»). Их сюжеты непритязательны и просты, часто связаны с пастушеской жизнью, как в росписи из виллы в Боскотреказе «Пастух с козами». Появляются сценки типа «Наказания Амура» из Дома Наказанного Амура в Помпеях. Излюбленным мотивом становится изображение сада, полного плодоносящих дерев, великолепных цветов и птиц, огороженного золочеными решетками. Именно такая роспись была выполнена на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта («Сад и птицы»). Куда более замечателен «Сад» в Доме Фруктовых Деревьев в Помпеях. Домашние «парадизы» (сады) устраивались во дворцах, на виллах и в домусах. В некоторых садах были бассейны и увитые растениями беседки.

В римском искусстве весьма популярны маски — мужские и женские, трагические и комические, красивые и безобразные. Маска была символом перехода от небесного и мифического к обыденному, земному.

В правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей Римской империи, достигло расцвета портретное искусство. Эволюцию образа самого императора — от одаренного ребенка до презираемого монстра — можно проследить в целой серии портретов. Они далеки от традиционного типа могучего и отважного героя (Голова императора Нерона). Небрежные бакенбарды, хаотически взбитые надо лбом волосы. Лицо хмурое, недоверчивое, брови сдвинуты, в уголках губ — мстительно-саркастическая усмешка. Поздние портреты представляют Нерона сложной и противоречивой натурой. Его личность, незаурядная и сильная, обременена множеством пороков.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Границы действия закономерности
Для развития цивилизации до определенного достаточно высокого уровня необходима, скорее всего, некая “оптимальная суровость” условий. Как показывает история и современное положение дел, есть зоны, где развитие цивилизации с опорой на соб ...

Логаэдизация
Логаэдизация - один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол. ХХ в., противоположный верлибризации . Логаэд - это тип метрической композиции (см. система стиха), суть которого заключается в том, что внутри стихотворной ...

Венецианский карнавал – время масок
День во время карнавала был порой веселья, роскоши и расточительства: прекрасные дамы и галантные кавалеры танцевали на площадях и проигрывали состояния в сотнях игорных домов. Ночь же становилась порой безрассудств, любовных похождений и ...