Проблема функционирования эстетической культуры в изменяющемся мире

Материалы » Проблема функционирования эстетической культуры в изменяющемся мире

Страница 1

Происходящие в современном мире сложные и противоречивые процессы обновления актуализируют проблему исследования внутренних, духовных детерминант цивилизации в границах теории неравновесных систем, т.е. таких смыслообразующих нитей культуры (в том числе различных разновидностей последней, включая и эстетическую), которые заставляют социум продвигаться в том или ином направлении.

Сравнивая традиционные культурные формы с современной культурой, можно отметить, что она постепенно освобождается от исконных смыслов; прослеживается также деструктурированность ее основных, созидающих духовный и социальный мир форм; наблюдается расплывчатость пространственно-временной соотнесенности и неустойчивость нравственных координат.

Современное сознание, в котором доминируют такие принципы, как субъективизм, антропоцентризм, интеллектуализм (теоретизм), эстетизм и телесность, пытается обрести опору в нетрадиционных формах религии, приближающихся к эклектичному набору восточных и западных вариантов тантризма, йоги, теософии, “космической” антропософии. В этих культурных формах сознание получает простор для духовных поисков, но в то же время оказывается вовлеченным в тот духовный потоп, который, с одной стороны, открывает современному человеку более широкий диапазон возможностей для психологического развертывания вышеобозначенных нами принципов, а с другой стороны, порождает новую социальную мифологию, о которой хочется сказать особо.

Определение мифа как формы сознания является недостаточным. Уже XIX и весь XX век показали, что миф - это не только форма сознания, но и форма бытия: пусть, правда, иллюзорного, но бытия. Миф есть абсолютное тождество бытия и мышления, материи и сознания (на данную черту мифа указывали такие мыслители, как В.И.Шеллинг и А.Ф.Лосев). Отсюда неизбежно следует тот вывод, что укорененность мифа в бытии культуры неизбежно приводит к возникновению мифологического человека, который, говоря словами М.Вебера, существуя в “расколдованном” мире, совершенно не отличает своего представления от бытия. Внутренние потребности массового сознания в создании величественного образа окружающего мира и вера людей во всемогущество науки становятся превращенными формами социальной мифологии, которая в отличие от классических образцов не представляет собой структурной целостности.

Эстетическая культура также оказывается погруженной в миф, поскольку отдаляется от космогонической и антропогонической концепций. Она самозамыкается. Новые художественные формы, отличающиеся нетрансцендентностью и дегуманизацией, отсутствием человеческого измерения, определяют главную закономерность развития модернизма — вырождение искусства в прием, который последовательно низводит его к утилитаризму и гедонизму, к массовой культуре.

Следует подчеркнуть тот существенно важный для настоящего исследования момент, что необходимым условием функционирования любой культуры (не только эстетической) является ее способность к трансцендированию, ее совершенная незанятость самою собой. Мы ведь часто в жизни видим, что чем выше стоит в культурном отношении существо, тем в большей мере оно трансцендирует за пределы самого себя, а чем существо ограниченнее, тем менее оно отходит от себя и приходит к другому. Тем более это относится к человеку, развитому в эстетическом отношении. Такой человек не будет стремиться только к тому, чтобы изображать самого себя. Его социальная активность будет измеряться эстетической активностью, способностью практически реализовать стремление к красоте во всей системе жизнедеятельности. Эстетическая культура, охватывая, таким образом, различные стороны социума, различные способы технической, научной, философской культуры, культуры быта, общения, оказывается не только разномасштабной по своим проявлениям, но и предстает как важнейший интегратор социума и каждой его части - нации, сословия, профессиональной группы, отдельно взятой личности. Эстетическая культура - это сложное интегральное образование, в котором взаимодействуют, с одной стороны, сознание, чувства, способности личности, а с другой - присутствует исторически сформировавшаяся система эстетических ценностей общества, которая осваивается личностью в процессе ее социализации.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Боги Древнего Рима
Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, не знали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажи ...

Илья Пророк
Икона находилась в собрании И.С. Остроухова, которое при Советской власти было реорганизовано в Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. После закрытия музея в 1929 г. икона попала в ГТГ. «Илья Пророк» давно вошел в научный оборо ...

Трагедии
Античная традиция называет первым трагическим поэтом Афин Феспида и указывает на 334 г. до н.э. как на дату первой постановки трагедии во время «великих Дионисий». Еще раньше, в 494 г. до н.э., поэт Фриних якобы поставил трагедию «Взятие ...