Позднейшие новгородские церкви

Материалы » Позднейшие новгородские церкви

Страница 3

В Новгороде есть еще несколько позднейших церквей, сохранивших некоторые следы эпохи. К ним относится церковь Филиппа Апостола на Славне, "на Нутной улице", как ее называет летопись, имеющая одно полукружие и четыре столба и в общем приближающаяся к типу Жен Мироносиц. Она первоначально была построена в 1383 году, но в 1541 году сгорела и тогда, вероятно, приняла приблизительно теперешний вид21. К тому же году, надо полагать, относится и постройка церкви Успения на Торговой стороне, которая, по словам летописца, "засыпалась" в этом году во время пожара. Она имеет не четыре, а шесть столбов, из которых четыре восточных, несущих купол - круглые, а два западных – четырехгранные. Наконец, надо еще упомянуть о церкви Климента папы Римского, у Федорова ручья [на Иворовой улице], построенной в 1517 году и обновленной после пожара в 1596 году. От четырех ее столбов остались только два восточных. Церкви Ивана Милостивого на Мячине (1421 год), Николая Чудотворца в Вяжицком монастыре (1437 год), Иоанна Богослова там же (1439год) , Николая Чудотворца в Отенском монастыре (1463 год) и Троицы в Свято-Духовом монастыре (1557 год) представляют мало интереса. Только две церкви Вящицкого монастыря любопытны изразцовыми украшениями наружных стен, в Новгороде единственными. Они имеют по три абсиды и Никольская – пятиглавая. Как видно, изразцовое искусство, которым славились Москва и Ярославль, здесь было не в почете. Две церковки, приютившиеся в кремле, - Покрова Богородицы у Покровской башни и Андрея Стратилата – ничем особенно не отличаются, кроме того, что первая из них вся сложена из одного кирпича и поэтому должна быть отнесена уже к XVI веку, когда в Новгороде постепенно стали переходить от камня к кирпичу, а вторая лишена восточного полукружия, хотя, по-видимому, построена в начале XV века. Самая поздняя из новгородских церквей – Знаменский собор, построенный в 1682 году и возобновленный после пожара в 1699 году. Но весь облик этого храма уже не имеет ничего общего с искусством Новгорода и всецело может быть отнесен к типу московско-ярославских церквей.

Страницы: 1 2 3 

Важная информация:

Сюжет
Сюжет (от фр. sujet - субъект, предмет) - последовательность событий в художественном тексте. Парадокс, связанный с судьбой понятия сюжета в ХХ в., заключается в том, что как только филология научилась его изучать, литература начала его ...

Вековые образы
Вековые образы или, как называла их идеалистическая критика, — мировые, «общечеловеческие», «вечные» образы. Под ними подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее ...

Крито-микенская культура
В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло так называемое Эгейское, или крито-микенское, искусство. Эгейская культура сложилась и развилась в II-III тысячелетиях до н.э. и была создана племе ...