Современный неопифагореизм

Материалы » Современный неопифагореизм

Страница 3

Выбор решений и подходов, предлагаемый европейской традицией уже предрешен в ее истоке: обращение к универсальному медиуму, который носит нетелесный характер. На такую роль больше всего и подходит европейское число, число которое ссылается на самого себя и ни в чем ином не нуждается, но готово предложить «свои услуги» в любой сфере человеческого существования.

В этом отношении бурное развитие компьютерных технологий, а также основные тенденции этого развития, оказываются вполне вписанными в европейскую традицию. Можно даже было бы воскликнуть «Эврика!», ибо наконец нереальный и стыдливо прячущийся властитель (ибо любой посредник рано или поздно узурпирует власть) европейской ментальности обрел своего наилучшего и верного носителя. Можно даже сказать получил «тело».

Итак, найден всеобщий посредник, всеобщее «паспарту», открывающее любые двери — это число. Рецепт, конечно, не новый, ибо в разные времена «гришили» числами: вспомним хотя бы «маниакальную» страсть к цифрам (особенно к круглым датам, к которым приурачивали не больше не меньше, как конец света) в Средние века. Но именно в наше время цифирь торжествует. Этому без сомнения способствует и следующий момент: переход от модели знания к информационной модели. Без долгих доказательств этого тезиса: сейчас говорят не о знании, а о информации. Информация же, заменившая знания — наиболее «удобна» для числа, и легко в него конвертируется. То, что мы сейчас живем в информационном обществе — достаточно избитая истина. И потому — непогрешима (не по схеме: за одного битого … несколько небитых дают, а по схеме: повторенное трижды становится истинной). Но вот то, что информация — это не опыт, не знание, и уж тем более не понимание, а по своей модели ссылается на число, — об этом не так что уж часто говорят. Информация как бы очищает опыт, знание по мере возможности удаляя «человеческое, слишком человеческое» и приспосабливает оные под единый стандарт, позволяющий передавать и потреблять без искажений. Информацию потребляют, наподобие булки, хозяйственного порошка или средства борьбы с тараканами, выстраивая некую бездушную сферу всеобщего производства.

Но не это самое главное. Великое открытие современности это универсальная схема конвертируемости опыта и знания в информацию, а последней — в цифирь. Звук, картина, книга, опыт, желание — все может по подобной схеме оказаться в оцифрованном виде. И компьютер, став из диковинной научной игрушки вездесущным и универсальным инструментом, без сомнения торпедировал (и ведь говорят сейчас так!) этот процесс, добавив, конечно, к нему новые, достаточно существенные штришки. Архиважнейший штришок — это создание новой реальности, которую назвали витруальной. А вся эта реальность базируется на указанной схеме и возможности конвертации всего и вся в цифирь. Но об этом немного позднее и…немного…

Теперь же вернемся к Пифагору и пифагорейству. По правде говоря сегодняшняя власть цифры им и не снилась! Что там философские (а значит ну очень далекие от реальности и реализации) «гимны» пифагорейцев числу. Число оставалось числом, а жизнь — жизнью. Ныне же все по иному. Обращение к цифре в системе информационного общества носит уже императивный характер. Она не только внедрена в научный, производственный обиход, но стала нашей повседневностью, причем настолько повседневной повседневностью, что ее близь настолько близка, что уже неотличима и неразличима. Мы иногда не видим число лишь потому, что оно уже не только близко, «на коже», но оно уже внутри нас, претендуя, впрочем на большее: чтобы мы были внутри числа.

Бросим взгляд на окружающую нас реальность. Время — число, номер дома, квартира — число, телефон — число, номер машины число, каждая вещь — число в каталоге производства и распределения вещей, зарплата — число … ряд бесконечен, как бесконечно нудное прибавление единицы… Уподобление числу включено в повседневность, везде и всегда…

А в коммуникативной сфере? Мы уже не общаемся, но коммуницируем, осуществляем акт коммуникации, обмениваемся наподобие «умных» машин информационными оцифрованными потоками. Наконец виртуальная реальность интернета. Это всеобщая цифирь, ибо то, что не способно (а таковое лишь человеческое, слишком человеческое) стать числом не может войти в это пространство: да не цифирь сюда не войдет. И это на уровне повседневной жизни, ибо электронная империя уже поглотила Запад, и нас, рвущихся к Западному раю, скоро также поглотит…

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Деньги и торговля в понимании Аристотеля
По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понят ...

Наука и искусство как языки единого мировосприятия в античном представлении
По мере того, как человек понимал единство окружающего мира, познавал закономерности развития различных живых организмов, он установил невидимую, мистическую взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Одни и те же процессы рождения, р ...

Искусство этрусков
Под именем этрусков известен народ, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Этрурия и Древний Рим — соседи и ровесники. Обе культуры возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в южной Италии и на Сицилии гр ...