Архитектура Новгорода и Пскова. Звонницы и крыльца

Материалы » Архитектура Новгорода и Пскова. Звонницы и крыльца

Страница 2

С конца XV века звонницы с особенной любовью ставятся над западною, входною стеной притворов и крылец. Очаровательная двухпролетная звонничка стоит над фронтоном паперти церкви Иоакима и Анны и такая же трехпролетная, состоящая из четырех столбов типа Сергиевской, возвышается над папертью Воскресенской церкви на Запсковье [на Званице]. Год постройки церкви неизвестен, но, судя по формам, почти тождественным с Варлаамовской, построенной в 1495 году, она также должна быть отнесена к этому приблизительно времени, хотя звонница ее едва ли существовала раньше XVI века3. Нельзя обойти молчанием прелестного куполочка на ее южном приделе, оригинальной шапкообразной формы.

Следующая стадия в развитии звонницы состояла в том, что она получила совершенно самостоятельное значение. Такова чудесная маленькая звонница церкви Николая Чудотворца [на Городище] в Изборске, стоящей в тени деревьев, разросшихся у стен древнего городища. В этом же роде была некогда и малая звонница Печерского монастыря, позже испорченная деревянным тамбуром, закрывшим одну ее сторону и образовавшим с ней четырехугольную башенку, покрытую четырехскатной крышей и увенчанную смешной главкой.

Счастливый случай сохранил нам в рисунке облик Пскова. Известно, что в 1581 году Стефан Баторий, взявший уже Полоцк и Великие Луки, осадил Псков. Псковичи оказали ему такой могучий отпор, что надолго задержали его у своих стен. В грозные дни осады было проявлено поистине легендарное мужество среди осажденных, и создалось немало прекрасных легенд и чудесных сказаний. В эти дни было видение некоему старцу, запечатленное тотчас же после снятия осады в целом ряде икон "Сретения Богородицы", на которых изображен весь Псков. "Лета 1581 августа в 26 день бысть посещение Божие Пречистыя Девы Богородице града Пскова сущим в монастыре Покрова Пресвятыя Богородицы Сидящу же мужеви Дорофию в стенех келии плачущуся о надлежащия беды сея и виде нужными своими очима, яве виде как яко столп до небеси от печерския обители чрез великую реку несеся от Мирожскаго монастыря в город и над столпом на воздухи Богородицу с препод. Антонием и Феодосием и со игуменом Корнилием и ста на стене града…". Так начинается длинное повествование, написанное на иконе "Владычнего креста"6 и рассказывающее далее о том, что Богородица велела старцу немедленно идти к воеводам и печерскому игумену и сообщить им, чтобы в город была перенесена из Печерского монастыря старая икона Богоматери и на месте видения на самой стене поставлена была хоругвь из Печер же.

Икон, изображающих это видение, существует несколько, и все они довольно значительно отличаются одна от другой. Наиболее убедителен тот вид Пскова, который изображен на иконе "Владычнего креста"8. В собственном смысле видом Пскова это схематичное изображение названо быть не может, ибо здесь изображены одни только церкви и стены города, но все же именно благодаря этой схематичности оно имеет характер скорее примитивного архитектурного чертежа, нежели тех более живописных, но зато и несравненно более приблизительных видов разных городов, которые нам оставили европейские путешественники по тогдашней Руси. Новгород Олеария совершенно фантастичен, несмотря на то, что он сделан искуснее вида его на известной "Знаменской" иконе. Но и последняя не дает возможности представить себе древний Новгород с такой отчетливостью, с какой мы можем по иконе "Владычнего креста" воскресить древний облик, если не всего Пскова, то, по крайней мере, его церковного зодчества. Разумеется, и это изображение надо принимать с оговорками, ибо едва ли иконописец задавался слишком ему чуждою задачей раболепно копировать знакомые ему церкви, достаточно и того, что он передал известные типы, существовавшие в его время. Типам этим верить мы вправе, тем более что сплошь и рядом различные архитектурные особенности изображенных церквей подтверждаются и иными путями. Конечно, незачем искать в них только верных пропорций.

При взгляде на изображение, прежде всего, бросается в глаза присутствие почти у каждой, даже самой маленькой церкви, - звонницы. В среднем городе у самой стены мы видим темное пятно деревянной церкви, у которой стоит высокая деревянная же звонница, устроенная, вероятно, на балках, перекинутых с церковной стены на каменную стену города. Такие приспособления мы видим и у Олеария, и надо думать, что они были довольно обычными, особенно в более древнюю эпоху. У церкви Иоанновского монастыря показана уже ее звонница и именно с той ее стороны, на которой она и надстроена. Как эта, так и большинство других звонниц здесь покрыты фронтончиками, поднимающимися над арочной перемычкой каждого пролета. Есть однопролетные звонницы, как в церкви Сошествия св. духа в среднем городе и в таком случае они – двускатны. Чем больше у нее пролетов, тем зубчатее становится ее вышка. Самой зубчатой была вышка у церкви Пароменья на Завеличье, у которой показано пять пролетов и над ними пять двускатных фронтонов. Звонница эта сохранилась и до нашего времени, и все шесть ее столбов целы, только срезаны все фронтончики, верх выровнен и покрыт кровелькой, под которой обшита досками в виде уродливого широкого карниза и значительная часть стены и закрыты верхушки арок. В том месте, где кончается стена, и начинаются звоны, протянут такой же нелепый деревянный карниз, чем уничтожено то приятное впечатление, которое производило это отсутствие всякого перехода от великолепной глади стены к столбам и пролетам. Надо надеяться, что когда-нибудь займутся этими незаслуженно заброшенными памятниками поистине стихийного псковского искусства и приведут их в такой вид, в какой приведена недавно и звонница Мирожского монастыря, до того имевшая тот же срезанный верх. Звонница Успенско-Пароменской церкви была построена, вероятно, вместе с церковью в 1444 году. Она возведена на погребах и кладовых со сводами и строена, видимо, вся одновременно снизу до верху.

Страницы: 1 2 3 4 5

Важная информация:

Позднее творчество
В 1752 Рейнолдс, находясь проездом в Париже, сообщает, что Буше много работает. Художник загружен заказами он собрал огромный материал из которого черпает свои сюжеты (он сам признавался что сделал более 10 тысяч рисунков). Дидро упрекает ...

Развитие древнеримской культуры
Период Республики - конец V - конец I вв. до н.э. Период Империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э. ...

Космогонические представления древних славян
Архаическая философия древних народов, уровень их духовной зрелости наиболее полно реконструируется по космогоническим мифам главных священных книг. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян, открывающий текст «Русских Ве ...