Внешнее убранство храмов

Страница 3

Наконец, надо упомянуть еще об одной части деревянного храма, которой также уделялось значительное внимание строителей, - об алтарях. Чаще всего они крылись бочками, довольно разнообразными по формам, то более простым суровым, то затейливым и временами вычурным. Очень богатый и живописный мотив дает деление алтарного прируба на два самостоятельных срубика, образуемых путем как бы вдавливания внутрь средней части его восточной стенки. Этот прием встречается несколько раз в Олонецкой губернии, например, в Красной Ляге [ныне – Каргопольского района Архангельской области], и попадается и в Вологодской, где он вылился в особенно изящную форму в давно уже упраздненной Ильинской церкви в Лондуже Тотемского уезда. Сведений о постройке этой церкви не сохранилось, но, судя по формам, ее надо отнести к началу XVIII века.

В заключение считаем не лишним, привести целиком один из тех старинных актов, о которых неоднократно упоминалось выше, и которые могут служить прекрасной иллюстрацией к многообразию и сложности строительных приемов и к выработанности их технической терминологии. Это – наемная запись, совершенная между дворянами и крестьянами Егорьевского Минецкого погоста Боровиковского уезда и плотниками, подряженными для рубки новой соборной церкви. Плотники обязывались по ней: "срубить стопы церковной с прежним сорок рядов, до повалу, срубить пределы покручая, по подобию (т.е. как водится), и на тех пределах поставить на шеях главы, по подобию ж, и с гребни резными, и вышод с пределов (т.е. когда завершатся стены приделов) срубить четверня (четыре стены), также по подобию; въсмерику восмей рядов розвалить, четверику рубить по подобию, и тот четверик розвалить по подобию ж с розвалу крестовая бочка на четыря лица, на тех бочках поставить пять глав, а под ту большую соборную главу срубить шестерня брусовая в лапу; а те бочки и главы обивать чешуею; а крыть олтари и пределы и трапеза и паперть в два теса скалвами с причелины и с гребнями резными, а подволоки (потолки) соборной церкви и в пределах гладкие под лицо в косяк в закрой, а в олтарех и в трапезе гладкою в закрой же на брусье, а стены тесать от подволоки тесать до мосту и скоблить, и лавки положить с причелинами и с поставки; и престолы и жертвенники и тябла (иконостас) как водится, по подобию; а окон красных восмей, а волоковых по подобию с кожухи; а паперть забрать в косяк окна через прясло с подзоры, а рундук рубить на три всхода, а столбики поставить точеные, а покрыть шатром с подволоки и с подзорами; а в церкве трои двери на косяках, а четвертая в паперти дверь; а трапеза у церкве забрать решеткою вышени в груди человек… А главы строить на церкве мерою соборная шесть сажен, а малыя четыре главы по три сажни, а на пределах по четыре сажни; а бочки и главы построить как на Тифенском посаде у Фрола и Лавра бочки и главы… А та вся постройка и церковная утварь строить самым добрым гладким мастерством и углы обровнить гладенко" Постройку эту плотники брались справить за 38 рублей деньгами, да сверх того, как водится, выговорили себе харчи.

Страницы: 1 2 3 

Важная информация:

Илья Пророк
Икона находилась в собрании И.С. Остроухова, которое при Советской власти было реорганизовано в Музей иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. После закрытия музея в 1929 г. икона попала в ГТГ. «Илья Пророк» давно вошел в научный оборо ...

Цвета в одежде
Если человек хочет подчеркнуть белизну своего лица, то ему следует надевать красную одежду , в любых других сочетаниях красный цвет одежды подавляет естественный цвет лица. Желтый цвет белизне лица придает фиолетовый оттенок. Обычно цвет ...

Сёнэн-аниме
К 1964 г. сложился канон так называемого «аниме для мальчиков» - «сёнэн-аниме». Аниме рассчитано на молодых людей в возрасте от 12 до 16-18 лет. Если описать совсем вкратце сюжет, то он будет выглядеть так: «очередной мальчик на очередном ...