Шатровые храмы

Страница 5

Такой же ясный крест мы видим в плане церкви Рождества Богородицы в селе Верховье Тотемского уезда [ныне – Тарногского района Вологодской области]. Она изумительно проста в своих строгих очертаниях, причем сохранилась на редкость хорошо, несмотря на свою глубокую древность. Клировых записей о времени ее постройки не сохранилось, по местным же преданиям, она существует уже 400 лет, т.е. была срублена в конце XV или начале XVI века. Само собою, разумеется, что полагаться на "предания" по меньшей мере, рискованно, но что этот тип крестчатой церкви существовал уже в XVII веке, не подлежит никакому сомнению, ибо он встречается в альбоме мейерберговских рисунков. Совершенно такая же церковь, только без маленьких шатриков и с прирубами, крытыми на два ската, зарисована у него в Коломне – селе, расположенном в 21 версте от Вышнего Волочка при озере Коломно6. Едва ли будет ошибочным отнести и церковь в Верховье к XVII веку, притом, вернее всего, к его концу. На эту мысль наводит кровельное покрытие его прирубов, устроенное в виде "епанчи", как называлась плоская шатровая форма крыш. Каждая такая епанча завершается здесь оригинальным шатриком, осененным главкой с крестом. Нельзя не отметить в этой прелестной церкви своеобразную декорацию соединения восьмигранника среднего шатра с крестчатым срубом.

Величественная и необыкновенно цельная, компактная форма того крестчатого храмового типа, образцом которого может служить Заостровская церковь, не дает, однако, достаточной выразительности приделам, которые являются только органической частью слитного целого с четвериком. Эта форма, в сущности, больше подходила к крестообразной, по плану однопридельной церкви, к такой, как например, Успенская церковь в Сулонде Шенкурского уезда [ныне – Шенкурского района Архангельской области], построенная в 1667 году7. Здесь как нельзя более удобно было применять и излюбленное пятиглавие, которое со времени патриархов так настойчиво рекомендовалось высшими духовными властями. Гораздо более выразительны приделы, находящиеся не в такой тесной связи с главной частью храма и производящие впечатление как бы самостоятельных храмов, независимых от центрального. Таково устройство Успенского собора в Кеми [Карельской области], состоящего из главного центрального шатрового храма – восьмерика на четверике – и двух таких же шатров с северной и южной сторон. Кемский собор построен в 1714 году, но надо думать, что многошатровая система существовала значительно раньше. Самостоятельное значение приделов несколько иначе подчеркнуто в одной церкви, стоящей близ Каргополя [в селе Павловском, Каргопольского района Архангельской области] и относящейся также к началу XVIII века. Ниже при рассмотрении "кубоватых" храмов мы увидим еще другие варианты самостоятельных приделов.

Из всех рассмотренных приемов, сводившихся к увеличению центрального помещения шатрового храма при помощи различных пристроек, наиболее древним является прием квадратного прируба, покрытого бочкой. Мы видели его на всех древнейших церквах, какие сохранились до нас, на Паниловской, Белослудской, Вершиногеоргиевской и Куштской. Если верить клировым записям, то на далеком Севере сохранилась церковь, которая на целое столетие старше Паниловской, это – церковь священномученика Климента в посаде Уна Архангельского уезда [ныне – Приморского района Архангельской области]. Клировые сведения, имеющие на этот раз характер скорее преданий, нежели точных записей, определенно говорят, что она построена в 1501 году8. Существующие ныне два придела с северной и южной стороны устроены только в 1871 году, когда над соответствующими бочками водружены были две главки и по бокам алтаря прирублены низкие помещения для престолов жертвенника и диаконника. Но самый храм, несомненно, относится к глубокой древности, и весьма вероятно, что именно к XVI веку. Как и Паниловский, он также имеет прирубы, перекрытые бочками. Последние получили здесь в высшей степени своеобразное развитие благодаря тому, что каждая из них расслоилась на две бочки, причем ближайшая к центру несколько приподнята, образуя как бы ступень. Несколько иной прием бочечного расслоения мы видим в Успенской церкви в Варзуге, Кольского уезда [ныне – Терского района Мурманской области], построенной в 1674 году. Тогда как в Унской церкви расслаиваются концы самого крестчатого сруба, подготовляя место для верхних бочек, - в Варзуге расслаивание произведено в одних лишь бочках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Важная информация:

Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского
“При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, это право принадлежит ему… Ничья слава не распространялась так быстро… Его имя имело в себе что-то электрическое” , писал Н. В. Гоголь в статье “Несколько ...

От покорности до независимости
Согласно мнению большой части опрошенных, "прежде была отрицательная самоидентификация, бретонцы испытывали комплекс в отношении себя, но это прошло, с этим покончено". В основном, этот тип отношения проявляли мужчины. Большинст ...

Изменения в египетской религии
Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не все оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постепенном слиянии местных культов и объединении их ...