«Черная легенда» об Испании в русской культуре

Материалы » «Черная легенда» об Испании в русской культуре

Страница 1

Образ Испании в русской культуре включал в себя не только экзотику южной природы, где «ночь лимоном и лавром пахнет», красоту испанских женщин, неистовое напряжение «балконно-кинжальных» любовных страстей, но воспринимался также сквозь призму «черной легенды». Некогда для многих в России Испания олицетворяла страну «суеверия, деспотизма и религиозного гнета», в которой царила зловещая и таинственная инквизиция, страну, где во славу Божию горели костры и «В великолепных автодафе Сжигали злых еретиков» .

Любопытно, что этот образ, начало которому положила в конце XVI в. «черная легенда» о Филиппе II, созданная его личным секретарем, а затем смертельным врагом Антонио Пересом, и которую впоследствии развили французы, англичане и голландцы, закрепился и в русской культуре.

Интересно, что раньше, чем в западноевропейской культуре сформировалась «черная легенда» об Испании, на Русь уже проникали сведения об испанской инквизиции. Эти известия, вероятно, вообще были первыми данными в Московии об этой далекой экзотической стране. «Сказывал посол цесарев . про шпанского короля, а имени ему не помнит, тот король очистил свою землю от ересей жидовских .»— писал новгородский архиепископ Геннадий Гонзов московскому митрополиту Зосиме, пересказывая ему «Речи» посла императора Максимилиана I — Георгия Делятора (della Torre) . Посол, проезжавший через Новгород летом-осенью 1480 г., сообщил архиепископу о борьбе Фердинанда Католика с ересями . В послании Геннадий выразил свое восхищение подобной деятельностью испанского короля, «что на лихих крепко стоит» .

Высокая оценка инквизиционной практики Фердинанда Католика новгородским архиепископом может быть понята в связи с его собственной борьбой с ересью жидовствующих, незадолго перед тем обнаруженной им, и надеждой Геннадия на то, что опыт «шпанского короля» может оказать влияние на антицерковную политику Ивана III .

В рассказе Геннадия, известном под названием «Речей посла цесарева», усматривается несколько аналогий между испанским и русским «жидовством», объясняющих обостренный интерес Геннадия к институту инквизиции. Как следует из «Речей», испанская инквизиция возникла на почве борьбы со скрытым иудаизмом новообращенных в христианство евреев, так называемых «marranos», — аналогия эта была воспринята Геннадием тем охотнее, что он сам обвинял жидовствующих в ложном христианстве 6. Возможно, что в своих расправах с еретиками новгородский архиепископ вдохновлялся примером «шпанского короля»: устраивал в Новгороде «позорные вождения по улицам» осужденных жидовствующих, посаженных на лошадей, лицом к хвосту, в вывороченном платье, в берестяных остроконечных шлемах с мочальными кистями, «в каких изображаются бесы», в венцах из сена и соломы, с надписью «Се есть сатанино воинство!». В таком наряде их возили по улицам новгородским, встречающиеся плевали им в глаза и кричали: «Вот враги Божий, хулители Христа!» В заключение на еретиках зажигали шлемы .

Единомышленник Геннадия, главный представитель «казнящего направления», знаменитый Иосиф Волоцкий в Москве достиг большего: запылали не одни шлемы, но и сами еретики. «Дьяка Волка Курицына, Ивана Максимова, Дмитрия Коноплева, какого-то Митю Пустоселова сожгли в клетках. Некраса Рукавова, по отрезании языка, отослали в Новгород и там сожгли вместе с архимандритом Юрьевским Касьяном, братом Касьяна Иванкою Самочерным и многими другими» .

Однако « .зрелище горящих еретиков не обратилось на Руси в постоянное. Ни Геннадию, ни Иосифу не удалось стать учредителями инквизиции». До какой степени странными представлялись их действия, видно из вопроса великого князя Ивана Васильевича Иосифу Волоцкому: «Как писано, нет ли греха еретиков казнить?» А между тем известно, что Иван III был весьма крутого нрава. В самом же «Иосифо-Геннадьевском инквизитствовании» было существенное отличие от Запада. Там светские власти доносили о преступниках Церкви, а она уже сама расправлялась с ними. У нас же, по выражению Карамзина, еретиков судили по «градскому закону». Возможно, все инквизиционные оттенки в действиях и писаниях Геннадия можно объяснить влиянием доминиканского ордена, известного своими преследованиями еретиков. Поселения доминиканцев существовали в Новгороде в конце XV — начале XVI в. Однако, это католическое влияние не могло быть длительным. Религиозная жизнь Московского государства направлялась византийской традицией и не могла регулироваться западной Церковью.

Как эхо западных веяний можно рассматривать и учреждение института инквизиторов Петром I в 1721 г. Во главе инквизиторского приказа первоначально состояли два протоинквизитора — петербургский и московский, затем — один московский. По епархиям учреждались провинциал-инквизиторы. Они должны были выведывать и доносить, хорошо ли исполняют архиереи свои обязанности, не мздоимствуют ли они, доносить о преступлениях, наблюдать за раскольниками. Им поручалось также следить, не появляются ли новые «расколоучители», а также люди, «сказующие видения или слышания чувственные или сонные», которых следовало под караулом отсылать в Синод. Право суда им дано не было, им приказывалось «допросов у себя никому ни в чем не чинить, и никого к тому не привлекать и не принуждать, и ничем не озлоблять, а именно не ковать, не арестовывать, не бить .» Таким образом, Петр I вовсе не думал насаждать в России инквизицию по образу католической и только пользовался ее терминологией, занимаясь упорядочением церковных дел. В 1727 г. Св. Синод всех инквизиторов от должностей отрешил. С этого времени институт инквизиции в России не возобновлялся.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Этические и культурные требования к выступлению в аудитории
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь. В осн ...

Прообразы пиктографического письма
Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов архаической эпохи. Художники, изображавшие эти узоры, следовали существовавшему в то время правилу ...

Петербург реальный и вымышленный
Достоевский написал чуть больше 30 произведений, в 20 из низ присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Пе ...