Из истории грима и одежды

Материалы » Из истории грима и одежды

Страница 1

Грим – это свобода выбора лица…

Когда человек впервые надел маску? Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов.

Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры. Они делались из разноцветной кожи, бархата, золотой и серебряной фольги. Традиционные маски венецианского карнавала – Арлекино, Коломбины, Пульчинелло, а самая распространенная маска – «баута», имеющая прорези для глаз миндалевидной формы. До наших дней в музеях и частных коллекциях сохранились маски, расписанные знаменитыми художниками, украшенные инкрустацией из драгоценных камней…

История грима – это история сцены. По изменению грима можно проследить эволюцию культуры. Так, один из самых необычных гримов применялся в театре Кабуки, зародившемся в Японии в XVI веке и существующем до сих пор. В этой музыкально-танцевальной драме присутствует традиционная символика цветов в гриме и маске. Так, белый грим накладывали на лицо актера, игравшего положительного актера, а отрицательный персонаж должен был иметь на лице общий красный фон и синие полосы. Метод нанесения красок резкими линиями, разными по цвету, форме и рисунку, усиливал естественные линии на лице. После спектакля существовал древний обычай – актеры дарили зрителям отпечаток «своего рисунка» на шелковой материи или рисовой бумаге.

Грим – самый яркий элемент образа. Удачный грим в кино запоминается на десятилетия: достаточно сказать – «Баба-Яга», и перед глазами возникает Георгий Милляр в этой роли. Этот грим сварливой старухи-колдуньи перешагнул рамки фильма, сделав «кинематографическую сказку» реальностью.

В мюзиклах часто грим наносят по схеме «молодое, красивое лицо». В книге подробно описаны грим и история создания звездных мюзиклов «Кошки», «Волосы», «Метро», «Иисус Христос – суперзвезда», постановок «Независимой группы пластической драмы» Аллы Сигаловой, и создание «футбольного» макияжа на теле французских красавиц из прославленного кабаре «Мулен Руж».

В XXI веке модным стал брэндинг – современный вариант постановки на теле клейма (тавро). Самые распространенные рисунки, выжигаемые на коже – руны, иероглифы, родовые печати и магические символы.

Кто будет спорить, загадочное искусство грима способно превратить юношу в дряхлого старика, блондинку – в мулатку, красавицу – в дурнушку – и наоборот. Грим – это свобода выбора «собственного» образа, лица, себя…

Костюм – визитная карточка цивилизации. Этому полностью соответствует разнообразие разделов книги. Множество вариантов одежды, множество вопросов и загадок. Одежда повседневная, парадная и для сцены…

Так, фанаты театра и кино, открывшие книгу, будут восторгаться описанием театральных костюмов (например, «вахтанговских плащей») и необычных эскизов к старому советскому фильму «Аэлита». У многих народов костюм имел и религиозно-мистическое значение – у племен туарегов мужчина после возмужания должен был всегда и повсюду носить покрывало. Туареги недаром называют себя «люди покрывала», закрывая лицо от кончика носа до конца подбородка (табутация – запрет рта).

Костюм является ключом к пониманию человека. Захаржевская написала магическую фразу: «Костюм – это средство исполнения желаний». Нашим современникам важно – не кто и что носил, а почему носили именно эти вещи. «Если в жизни костюм постепенно приобретает очертания и характер владельца, то в театре этот процесс идет в обратном направлении». Если актер «оживляет» вещи, «подгоняет» их под нужный образ, то в повседневной жизни человек выбирает вещь под собственный «образ». Если внимательно посмотреть на одежду, то можно «прочитать» и самого человека.

Страницы: 1 2

Важная информация:

Римский театр императорской эпохи
В I в. до н. э. республика в Риме пала. После убийства Цезаря и победы над Антонием в 31 г. до н. э. императором в Риме стал Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Священный"). Август хорошо понимал обществ ...

Позднее творчество
В 1752 Рейнолдс, находясь проездом в Париже, сообщает, что Буше много работает. Художник загружен заказами он собрал огромный материал из которого черпает свои сюжеты (он сам признавался что сделал более 10 тысяч рисунков). Дидро упрекает ...

Стиль переговоров
Более подробно о стиле ведения переговоров можно посмотреть в статье, посвящённой японскому методу принятия решений – «Нэмаваси». Японцы стремятся построить деловые отношения на личной основе и в ходе переговоров, когда можно задавать со ...