Поклонение волхвов

Материалы » Поклонение волхвов

Страница 5

В живописи старых мастеров волхвы непременно имеют знаки своего восточного происхождения: художники изображают верблюдов, на участниках процессии тюрбаны, здесь же шкуры леопардов. Все это мы видим, например, у Мантеньи и Веронезе.

Особым пристрастием художников Возрождения было наделять волхвов или персонажей сопровождающей их свиты портретным сходством с современниками художника, естественно, из высшего света (в противоположность традиции живописать представителей низшего класса в Поклонении пастухов). Так, у Рогира ван дер Вейдена на "Алтаре Колумба" младший волхв обнаруживает в чертах лица сходство с Карлом Смелым, герцогом Бургундским. У Фуке в волхвах узнаются король Франции Карл VII и два его сына - Людовик, впоследствии король Людовик XI, и Карл, герцог Беррийский. Особой роскошью одежд персонажей и многолюдностью свиты волхвов отличается "Поклонение волхвов" Беноццо Гоццоли в капелле Медичи. Выбор этого сюжета для капеллы Медичи был продиктован тем, что семья Медичи состояла в одном из самых влиятельных религиозных братств Флоренции - Братстве трех волхвов. Росписи образуют единое целое с большой алтарной картиной "Поклонение Младенцу", и опять-таки этот сюжет трактован как звено в цепи рождественских событий. Первоначально это была картина фра Филиппе Липпи (ок. 1457). Ныне она находится в музее Берлин-Далем, теперь здесь копия этой картины, исполненная учеником мастера Нери ди Биччи. На трех отведенных для "Поклонения волхвов" стенах капеллы Беноццо Гоццоли изобразил по одному волхву. Традиционно считается, что в молодом волхве художник запечатлел юного Лоренцо Медичи Великолепного, волхв зрелого возраста якобы византийский император Иоанн VIII Палеолог, старый волхв - византийский патриарх. Если это действительно так (споры по поводу идентификации персонажей продолжаются), то программа этого цикла фресок связывается с Флорентийским собором 1439 года, посвященным унии восточной и западной церкви, на котором присутствовали византийские император и патриарх. Кроме самого Лоренцо Медичи Великолепного, художник изобразил и членов его семьи и даже самого себя, о чем свидетельствует надпись на шапке. Семейство Медичи фигурирует и на "Поклонении волхвов" Сандро Боттичелли (1476) - картине, во многих отношениях примечательной. Поклоняются волхвы младенцу под навесом между двумя старыми зданиями (руины), что иллюстрируют конкретные слова "Золотой легенды": "Навес между двумя жилищами". Богоматерь с младенцем сидит на возвышении; возле нее, опираясь на камень, стоит задумчивый Иосиф. За исключением Мадонны и Иосифа остальные фигуры на картине представляют собой портреты современников. В виде почтенного старца, склонившегося перед младенцем, изображен глава рода Медичи - Козимо. Другой волхв наделен чертами его сына - Пьеро Медичи; во главе правой группы фигур внук Козимо - Джулиано Медичи, а слева на переднем плане изображен Лоренцо Медичи Великолепный, которого обнимает поэт Пульчи. Как и Беноццо Гоццоли, Боттичелли изобразил и самого себя. "Трудно сочетать представление об изящном искусстве Боттичелли с обликом этого крепко скроенного, грубоватого малого, который надменно смотрит на зрителя, -замечает Б.Виппер. - Но как характерен по-своему этот облик! Художник пришел вместе с толпой смотреть чудо и не смотрит, уединился".

Джентиле да Фабриано, наиболее известный мастер "интернациональной готики", написал "Поклонение волхвов" (1423) по заказу Палы Строцци, самого богатого флорентийца того времени. Сюжеты произведений искусства всегда выбирались старыми мастерами с определенным умыслом, никогда произвольно. Как отмечает известный итальянский искусствовед Джулио Карло Арган, "в обществе крупных банкиров "Поклонение волхвов" - это не только дань благодарности сильных мира сего Божественному Младенцу, родившемуся в нищете, но и символ благосклонности Бога к тем, кто, будучи наделен огромными богатствами, употребляет их на благую цель". Воплощая эту идею, художник помещает портрет Палы Строцци за спиной младшего волхва, во главе пышной процессии; он смотрит прямо на зрителя. К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение - звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели - "звезду Его". Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует. Во II-III веке она обычно ассоциировалась со звездой Иакова, о которой проповедовал Валаам: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис. 24:17). Известны римские саркофаги эпохи раннего христианства, на которых рядом или позади Марии стоит не Иосиф, а именно Валаам; иногда он указывает на звезду. Восход звезды в момент рождения правителя - знамение, чтившееся в античности. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Важная информация:

Прянишников И.М
Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894) Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой покол ...

Религиозные объединения в эллинистическом Египте как социокультурный феномен
После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и смены геополитической ситуации Птолемеевский Египет стал центром всего эллинистического мира: по легенде, здесь был захоронен Александр, новая столица Египта Александрия стала центро ...

Материнский культ
Почитание женских предков связано с широким распространением материнских культов. От Франции и до Байкала повсеместно встречаются каменные фигурки женских богов, рожаниц с ярко выраженными чертами пола, получивших название палеолитических ...