Глобализация, интернационализация и национальные культуры

Материалы » Глобализация, интернационализация и национальные культуры

Страница 5

В этом смысле интересна гипотеза профессора Гарвардского университета Самюэля Хантингтона о том, что в XXI веке источником конфликтов станет уже не идеология и не экономика, а культурные и национальные различия. С его точки зрения, наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. "Линии разлома между цивилизациями - это и есть линии будущих фронтов" - заключает он. Особенно для нас интересно его суждение о том, что в центр выдвигается взаимодействие между Западом и незападными цивилизациями, народы и правительства которых уже не выступают как объекты истории - мишень западной колониальной политики.

Интернационализация приведет к тому, что идентичность на уровне цивилизаций будет становиться все более важной и облик мира будет в значительной степени формироваться в ходе взаимодействия семи - восьми крупных цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской и, возможно, африканской. Рост цивилизационного самосознания, во многом диктуемый противостоянием Западу, находит свою благоприятную почву в интегрированности культурных смыслов, ценностей и значений, общих религиозных и мировоззренческих представлений. По мнению С. Хантингтона, культурно-религиозная схожесть лежит в основе целого ряда крупных международных объединений, к примеру, Организации экономического сотрудничества, объединяющей 10 неарабских мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Афганистан.

Можно принимать или отвергать концепцию С. Хантингтона, спорить с ним. Но с одним его важным наблюдением нельзя не согласиться: интернационализация и глобализация, создавая условия для сближения наций и государств, индивидов и групп, культур и цивилизаций, носят в себе и новые источники напряженностей и конфликтов. Их снижение и минимизация, как и успешное противостояние "международному терроризму" во многом будут зависеть от демократических преобразований мировых отношений, от возможностей уменьшения разрыва в уровнях развития различных групп стран.

Сближение национально-этнических общностей внутри существующих государств, независимо от того, называют ли они себя многонациональными или нет, зависит от характера их самоопределения, т. е. степени демократизма в их национально-государственном устройстве, форм организации их политической жизни как общностей. Полное отсутствие демократизма в данном его аспекте, не признание политических прав за отдельными национальными группами и общностями во многих странах Азии и Африки, приводят к кровавым конфликтам, погромам. Европа, где возобладали демократические принципы в национальном государственно-правовом устройстве, открыто проявляют себя тенденции политического и духовного сближения. Фиктивный федерализм и псевдодемократия не способны стать надежной основой решения межнациональных проблем сближения наций и национальных культур.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Важная информация:

Эстетическое суждение как первичная форма отношения
Гештальтное существование каждой системы приводит к тому, что первичный тип отношения к ней есть всегда эстетическое суждение. Способность эстетического суждения представляет собой антропологическую константу, что имеет большое значение д ...

Шатровые храмы
На Севере, богатом великолепным строевым лесом, больше всего был в ходу тип церкви, называемый в летописях и актах "древяна вверх". Церкви эти обыкновенно очень велики по объему и достигают нередко чрезвычайной высоты. Вся сущно ...

Латинское завоевание Византии
Искусство Никейской империи, Латинской империи, Эпирского царства, Трапезунда. (XIII в.) Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, по ...