Юрта – традиционное жилище казахов Южного Алтая

Материалы » Юрта – традиционное жилище казахов Южного Алтая

Страница 1

В качестве одного из направлений исследований, разрабатываемых отечественной этнографической наукой, выдвигается изучение специфики этнического развития групп некоренного населения, проживающих за пределами основной территории расселения этноса, в инонациональном окружении. Объектом настоящего исследования является одна из таких локальных групп казахов, проживающих за пределами основной территории расселения своего этноса на Южном Алтае.

Казахская диаспора, сложившаяся на рубеже конца XIX–XX вв. на Южном Алтае, стала преемницей и наследницей материальной и духовной культуры племен, издревле обитавших на бескрайних просторах Казахстана на протяжении многих веков. Основным занятием казахов являлись экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является юрта. В настоящее время казахи Южного Алтая используют ее при свадебных и поминально-погребальных обрядах, а животноводы на дальних стоянках в качестве жилья.

До последнего времени происхождение юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.

Юрта не раз подробно описывалось в дореволюционной и советской этнографической литературе, поэтому кратко остановимся, на основных принципах ее устройства.

Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении. Юрта (уй, кииз уй) состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) – каждая из которых составляет определенный уровень по вертикали. Деревянные части остова изготовляли мастера (уйши, агаш уста), работавшие по заказу или на рынок. В некоторых местах, богатых лесом (урочище Актал, Каратал, Чаган-Узун и Джазатор), существовали небольшие центры по производству заготовок для юрт. Мягкие детали юрт, войлочный покров, маты из степной травы чия (ший), тканые полосы, веревки и другие украшения из материи выделывали женщины.

Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы (босага). Кереге обычно делали из тальника. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть – круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды.

Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2–1,5 м.

Решетки различались на торкоз и желкоз. Первые изготавливались из более массивных планок, и отверстия в решетке получались меньшими. Такие кереге шли для больших юрт. Желкоз кереге делались из легких планок с крупными отверстиями. Они были менее прочными и чаще употреблялись казахами среднего достатка. М.С. Муканов полагает, что решетки-желкоз устойчивее при сильных порывах ветра, а кош-агачские казахи считают, что при сильных порывах ветра большой устойчивостью обладает решетки-торкоз . Обод обычно связывали из двух-трех березовых стволов с естественной кривизной (иногда делали и из одного ствола), его скрепляли несколькими парами параллельных дужек, обращенных выгибом кверху. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением. По формам купола юрты казахов делились на два типа. Наиболее распространенный – низкий полусферический купол; обод у этих юрт был большего диаметра, а жерди имели большой выгиб в нижней части. Второй тип, распространенный в некоторых селах на Южном Алтае, с ободом меньшего размера и более прямым концом жерди. Этот тип был ближе к монгольской юрте. Возможно, что ее появление тесно связано с влиянием монгольской культуры.

Страницы: 1 2 3 4

Важная информация:

Социалистический реализм
Социалистический реализм - направление в советском искусстве, представляющее собой в формулировке 1930-х гг. "правдивое и исторически конкретное изображение действительности в сочетании с задачей идейной переделки трудящихся в духе с ...

Социокультурный портрет провинции глазами будущих культурологов
Сегодня первый набор культурологов на заочном отделении Ярославского педагогического университета (факультет русской филологии и культуры) завершил обучение на 3 курсе. Среди наших студентов -работники домов культуры, преподавали системы ...

Опыт философии литературы: философия искусства
Под влиянием романтизма абсолютный статус картезианского «когито» и декартовского рационализма заметно пошатнулся. Определение романтизма как направления «догматического» встречается и в русской общественной мысли начала 19 столетия, напр ...