Лаковая миниатюра

Материалы » Лаковая миниатюра

Страница 2

Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные - с прозрачными.

Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.

В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа , где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием.

К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.

Страницы: 1 2 3

Важная информация:

Аничков мост
Один из самых знаменитых петербургских мостов. Расположен в створе Невского пр. через Фонтанку. Длина моста 54,6 м., ширина – 37,9 м. Назван по фамилии строителя – инженера, капитана, а затем, подполковника Мих. Осип. Аничкова, батальон к ...

Портрет императора Николая II работы В.А.Серова
Валентин Серов был, без сомнения, первым портретистом своего времени. Чести позировать ему домогались многие, но побаивались проницательности художника – способности отразить на холсте потаенные качества портретируемого. Когда Серову з ...

Зеркальный коридор. Художественное воплощение духовной проблемы нарциссизма
Нарциссизм – понятие, давно вышедшее за пределы узкого клиникопсихиатрического рассмотрения; в настоящее время им оперируют, вкладывая различные, подчас противоположные смыслы, культурологи, искусствоведы, психологи, социологи, политологи ...