Источники драматургии Димитрия Ростовского

Материалы » Источники драматургии Димитрия Ростовского

Страница 2

Вторая группа песнопений заимствуется автором из служб, посвященных другим праздникам годового цикла. Это стихиры Благовещания, фрагменты канона страстной седьмицы и др. При помощи этих песнопений расширяется и углубляется значение праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Третья группа - это песнопения покаянного канона Андрея Критского, они призваны усилить молитвенное переживание, сосредоточенность каждого на осмыслении собственных помыслов и поступков.

Четвертая группа богослужебных песнопений представлена в пьесе в виде центона. Вкрапление в текст "Успенской драмы" цитат из разных служб христианского годового цикла способствует разрастанию мелодической ткани, ритм которой составляет духовную пульсацию всего текста в целом.

Пятая группа - собственно авторские песнопения. Они связаны прежде всего с развитием действия, осмыслением сюжета и образов.

По аналогии с "Успенской драмой" строится "Рождественская драма". Основа ее- библейский текст о рождестве Иисуса Христа и Рождественская служба. Исследователь Л. А. Софронова в своих работах очень подробно анализирует драматические источники этого произведения.

Выделяется среди пьес Димитрия Ростовского диалог на Страсти Господни. Эта декламация более близка к лирике, нежели к действам. Источниками этого произведения являются апокрифы, синаксарь во святой и великий пяток, а также собственные труды Димитрия о Страстях Господних. Эти тексты подробно разъясняют значение Страстной Пятницы, показывают трагедию и предвосхищают будущую Славу Иисуса Христа. Аллегорическое истолкование орудий пыток дается и в антифонах и седальнах великого пятка.

Стихиры хвалитные и стиховные подробно описывают страдания Спасителя. Стихира на "Господи воззвах" акцентирует внимание на страшных природных явлениях во время распятия: "солнце омрачашеся и земли основание сотрясохуся…" (8/157) Тропари из канона Великой пятницы показывают всю силу страданий Богородицы. Кондак, глас 8-й, замыкающий песнопения службы, также заканчивает и диалог на Страсти Господни. В числе источников этой декламации можно назвать украинские и польские вирши на Страсти Господни, а также "Венцы дванадесятозвездные".

Это далеко не все источники драматургии Димитрия Ростовского. Опытный богослов отыщет их гораздо больше, нежели указано в этой работе. Проанализировав источники пьесы, можно разделить их на следующие группы: канонические тексты Библии, службы праздников, апокрифы, произведения западных авторов (богословские и художественные), собственные произведения Святителя.

Этот обширный опыт духовной литературы помогал ученикам ростовской школы постигать пути снискания небесной благодати через точное слово Библии, эмоционально-трогательные песнопения и убедительную речь проповеди.

Страницы: 1 2 

Важная информация:

Перед ликом иконным. Андрей Белый
Если большинство писателей и поэтов длительного предыдущего периода чувствуют себя в церкви как дома, и в своих произведениях описывают храмы и иконы как нечто близкое, хорошо знакомое, родное, то Белый чувствует себя в храме немного неую ...

Татьянин день
С Татьяниным днем связано прошлое и настоящее просвещения, в котором мы видим залог лучшего будущего . И мы желали бы, чобы этот праздник был осмысленнее, чтобы общество, которое его празднует, глубже прониклось сознанием того, что, собст ...

Межкультурная коммуникация, языковая вариативность и современный билингвизм
По данным ряда исследователей, билингвов (двуязычных) в мире больше, чем монолингвов, и, таким образом, билингвизм в современном мире следует признать весьма распространенным явлением. Известно, что к настоящему моменту детский билингвизм ...